Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 18

Что касается того насилия, которое практикуется над ребенком в школе и в разного рода образовательных и воспитательных учреждениях вообще, то это насилие зависит, с одной стороны, от профессиональных педагогов, работающих в этих учреждениях, с другой же - и притом в гораздо большей степени - от тех лиц, законов и государственных установлений, которые определяют дух и направление школы и благодаря которым значительная часть деятельности профессиональных педагогов направляется порою по руслу, стоящему в резком противоречии с благом ребенка и его свободой, и это очень часто против собственного желания педагогов. Это насилие все более будет уменьшаться вместе с ростом общественной жизни и преобразованием существующих принудительных общественных установлений в более свободные формы. Вместе с тем естественно и необходимо должно будет расти и среди профессиональных педагогов сознание, что истинная цель педагогической деятельности заключается в освобождении творческих сил в ребенке и что влияние педагога тем более неотразимо, тем более сильно и глубоко, чем более он думает о свободе ребенка, чем в большей мере он отказывается от своей власти над ним, чем больше он уважает и признает самобытную индивидуальность своего воспитанника. Это сознание все больше будет расти вместе с все повышающимся педагогическим просвещением самих педагогов. (...) Педагог является часто очень хорошим специалистом по тому или другому учебному предмету, но очень мало сведущим в области педагогики, порою круглым невеждой в знании детской природы и психики. Вот почему сплошь и рядом у нас играют крупную роль в школе “педагоги без педагогики”. (...)

Наконец, что касается того насилия, которое практикуется над детьми в семье, то источником его являются родители. Причину этого можно видеть, с одной стороны, в невежестве родителей как родителей, в непонимании ими истинных задач воспитания, в непонимании того, что только при режиме свободы, только при отказе от своей власти над детьми они могут приобрести над ними наибольшее и наиболее благотворное влияние, с другой - в тех неправильных формах, которые принимала до сих пор и принимает в настоящее время любовь родителей к детям. (...)

Обыкновенно родительская любовь имеет такой характер: родители любят в детях самих себя, они видят в них продолжение самих себя, они бывают бесконечно рады, когда их дети походят на них, и они прилагают все усилия к тому, чтобы дети были как можно больше похожи на них, чтобы у детей были те же желания, вкусы, мысли, идеалы, какие у них. В этом они видят высшее торжество своей любви. Это - любовь корыстная, и большая часть родителей любят своих детей этой корыстной любовью. Но любовь родителей должна принять другой характер. В основе интимного общения родителей с ребенком должно лежать бескорыстное стремление родителей к освобождению ребенка, и только такое общение и ценно. Только такая связь родителей с детьми, которая является путем свободы для детей, и представляет ту истинную настоящую связь, которая должна была бы соединить родителей и детей. Несмотря на всю ту глубину, которую в настоящее время достигает иногда связь между детьми и родителями, она все же не может достигнуть высшей предельной точки своей глубины и именно потому, что дети инстинктивно чувствуют, хотя и не сознавая этого вполне ясно, таинственную подкладку этой связи и ту жажду власти, которая лежит в ее основе, и потому до некоторой степени оказывают сопротивление к полному слиянию, до некоторой степени стараются ускользнуть из под власти родителей и сохранить хоть маленький уголок, недоступный для их взора. Эта связь достигла бы высшего своего предела, если бы родители были и стремились быть освободителями своего ребенка. Как полно, как широко раскрывалось бы при этом сердце ребенка! Как открыто и стремительно шла бы его душа навстречу нашей, если бы он видел в нас своих освободителей, если бы он чувствовал в нас точку опоры для своего освобождения, если бы он видел, что наша любовь бескорыстна, что она чужда всякой жажды власти, хотя бы и в самой отдаленной степени!

(...) Свободная любовь к ребенку освободит и их самих от разных тонких, неуловимых цепей, которыми их душа опутана со всех сторон. Ребенок явится великим средством для их собственного перевоспитания. Тогда не только родители будут воспитывать своего ребенка, но и ребенок будет воспитывать своих родителей и будет вести их по пути создания из самих себя все более и более совершенных личностей, цельных, широких, гармоничных, свободных, независимых и способных к самой глубокой бескорыстной любви к людям. Ребенок - это путь к свободе. Ребенок - это великий воспитатель взрослого человечества к свободной жизни, но, конечно, надо, чтобы взрослое человечество пожелало пользоваться уроками этого воспитателя и научилось, как следует, пользоваться этими последними. (...)

В конечном счете торжество идей свободного воспитания зависит все-таки главным образом от родителей. Это - основной фактор, вокруг которого должны и будут группироваться остальные. (...) 

 Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Изд. 4-е, вновь испр. и доп. - Пб-М.: Книгоизд. “Голос труда”, 1923. - С.5-30, 81-88.

ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Основные задачи нравственного воспитания

III. Классификация целей человеческой жизни

          В деле нравственного воспитания представляется весьма важным вопрос о классификации целей, а также и вопрос о тех видоизменениях, которые система целей претерпевает в течение индивидуальной жизни, т.е. каким образом эта система расширяется или суживается и гармония целей становится более совершенной или менее совершенной. В этом отношении интересно было бы, хотя приблизительно начертать такую систему целей для различных периодов жизни человека.