Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 84

В среднем возрасте (с 11 - 12 лет) возможны и постоянные самостоятельные детские организации, вроде клубов, кружков и союзов и т.п. Школа должна всеми силами содействовать возникновению и развитию этих организаций, предоставляя в их распоряжение как самое помещение школы во все свободное от занятий время, так и все свои учебно-воспитательные средства. Все эти детские организации должны быть вполне свободны, как в школе, так и вне ее, они могут привлекать в свою среду как школьных товарищей, так и посторонних детей, а равно и взрослых, как из числа родителей и педагогов, так и из посторонних школе лиц.

Желательно проведение в школе в ученической среде выборного начала для исполнения разных обязанностей; надо предоставлять детям не только выбирать дежурных, уполномоченных, старост, но и создавать какие угодно другие должности и обязанности и распределять их между собой по выборам или по взаимному соглашению.

В виду того что все эти новые начала не могут быть привиты в детской среде сразу, а также в виду разницы вкусов и интересов детей в разном возрасте, возможно предварительное деление всей школы на три ступени обучения с таким расчетом, чтобы дети проходили каждую из этих ступеней в 3 или 4 года.

Ступени эти будут соответствовать и несколько различным методам обучения, которые должны изменяться соответственно возрасту и развитию детей. Число лет, которые дети будут проводить на той или другой ступени, может быть неодинаково; одни могут пройти данную ступень скорее, другие медленнее. При дальнейшем изложении плана учебных занятий мы и будем придерживаться этого деления школы на три группы (или ступени): младшую, среднюю и старшую.

Учебный план

Учебный план свободной школы прежде всего должен отличаться от обычных планов существующих учебных заведений отсутствием каких бы то ни было твердо поставленных программ, обязательных для прохождения. И учителя, и ученики должны быть свободны в выборе материала, которым они желают заняться. Пора педагогам усвоить ту простую мысль, что из сообщаемых ученикам в училищах знаний только те, которые заинтересуют их самих, для расширения которых они, по собственной инициативе, употребят какие-нибудь усилия, остаются прочно в их умах; все же остальное живет там часто только до экзаменов, да и то вне всякой связи с умственным и духовным их миром, и, следовательно, не может оказывать на них никакого влияния.

Гораздо важнее пробудить в ребенке интерес к какой-нибудь области знания и пробудить его настолько, чтобы он сам стремился к дальнейшему изучению этой области, чем сообщить ему основы этого знания. Когда такая любознательность проснется в ребенке, дело воспитателя научить его самостоятельной работе в этой области и дать необходимые для этого материалы. Дальнейшая роль учителя должна сводиться к всегдашней его готовности отвечать на все запросы ученика приходить к нему на помощь тогда, когда он за нею обратится.

Нечего повторять, что в такой школе не допустимы и все другие виды принуждения, и не только в виде экзаменов, репетиций, отметок, наказаний, наград, но даже в виде одобрений или неодобрений. Ученик должен иметь право во всякую минуту отказаться от ответа, не прийти на урок или уйти с него, а учитель должен охранять это право.

Присутствие ученика на уроке, который перестал его интересовать или утомил, не только бесполезно, но прямо вредно и для этого ученика, и общего настроения занимающегося класса. Если ученик не пришел в класс потому, что нашел себе более интересное занятие - хотя бы прогулку по улице, - полезнее для него посвятить время этому занятию, чем делать над собою насилие и заглушать свое душевное стремление. Интенсивность и плодотворность классной работы страшно возрастут, если дети будут заниматься ею только тогда, когда она для них в данную минуту интереснее всего остального на свете.

Нет оснований требовать, чтобы ученики усваивали все, что им сообщается в школе. Их головы обладают различной памятью, так сказать, различной емкостью для знаний. Гораздо важнее их отношение к делу приобретения знаний, их интерес к самому процессу работы, чем какая-нибудь чисто отвлеченная - выдуманная полнота знаний. Ее не существует по всем предметам ни у одного взрослого человека. Из профессоров университетов ни один не мог бы выдержать экзамена по всем предметам в 3 - 4 классе гимназии. Какое же основание требовать этой полноты (и притом очень неполной) от детей? С установлением этого требования устраняется и необходимость для учителя проверять знания учеников, т.е. спрашивать пройденное. Это не исключает необходимости и возможности для учителя быть осведомленным о том, что знают и чего не знают его ученики. Они сами это ему расскажут. При переходе к каждому новому вопросу он будет иметь случай удостовериться, знают ли ученики предыдущее, необходимое для этого нового. Если окажется, что это предыдущее забыто многими, оно может быть восстановлено в их памяти при помощи тех, кто помнит сообщение тверже. Теперь, ввиду живой связи этого знания с последующим, интерес к нему усилится, и оно будет воспринято лучше.

Самый материал, сообщаемый ученикам на уроках и в беседах, должен выбираться по степени его целесообразности и притом не только с точки зрения учащего, но и с точки зрения учеников. Пока они не увидали, не признали, не поняли, что это сведение им нужно для чего-нибудь дальнейшего, более интересного, бесполезно сообщать его на уроках. Зато учитель должен быть всегда готов отвечать на все проснувшиеся  умственные запросы учеников, всегда согласен переменить тему беседы или урока по первому их желанию.

Значение уроков с учителем должно постепенно и довольно быстро уменьшаться при переходе от младших классов к средним и высшим. В младших классах учителю надлежит дать в руки учеников орудие дальнейшего самостоятельного приобретения знаний - умение читать и писать (чтобы записывать свои мысли и наблюдения) и умение наблюдать природу.