Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 40

Люди складываются в семьи, в общины, в нации, в государства, везде живут общественною жизнью, и везде, хотя бы и медленно и едва заметно для глаза, совершается своя история. (...)

Человеку не должно быть чуждо ничто человеческое, и всякий живой ум не может ограничить область своих интересов ближайшею обстановкою, не расширять своего духовного кругозора, не знакомиться, хотя бы по описаниям и рассказам только, с другими странами и с другими народами - и в настоящем, и в прошлом. Помимо того, что затронет при этом воображение и мысль человека, многое в описаниях и повествованиях из чужой жизни найдет отголосок в сфере нравственных эмоций, заставит звучать струны чувств любви к ближнему и справедливости, великодушия и чести, уважения к благородному подвигу и ненависти к неправде и притеснению. (...) Только вникая в идеи и стремления других народов посредством изучения их истории и чтения лучших произведений их литературы, мы поднимаемся на высоту общечеловеческого созерцания, приобщаемся ко всему человечеству не плотью только, но и духом. Как бы ни была нам дорога наша родная среда, мы не можем не знать того, что все, чем можно только в ней дорожить, не есть ни исключительное ее достояние, ни самостоятельное ее приобретение. У каждого народа есть свой язык, свои способы выражения волнующих человека чувств и его задушевных мыслей, свои поэтические образы, говорящие воображению и сердцу, свои песни и свои поэты, писатели, ученые, мыслители, словом, своя литература, в которой находит свое выражение народная душа, и кто по-человечески любит свою родину, тот легче поймет, за что и почему любят свою родину и другие народы, когда познакомится с тем человеческим и человечным, что только есть в жизни и в мысли чуждых народов. С другой стороны, лишь широкое гуманитарное образование может вполне раскрыть перед умственными очами человека ту истину, что ни у одного народа нет ничего хорошего, чем он не был бы обязан и другим народам и, следовательно, всему человечеству, часть которого он составляет. Перед человеком гуманитарное образование раскроет, наконец, и ту истину, что есть и некоторая общечеловеческая солидарность, и что люди разных национальностей могут не только знать одну и ту же истину и признавать одну и ту же справедливость, но и соединять свои усилия для осуществления в жизни одинаково понимаемого ими блага. (...)

У каждой нации органом передачи знаний подрастающим поколениям должен быть родной язык, орган всей духовной жизни нации - семьи и общества, религии и литературы, публицистики и науки. Язык есть не только орудие мысли, но и сама объективированная мысль и притом не только в своей лексике и грамматике, но и в своей литературе, особенно в образцовых произведениях великих писателей, с которыми не имеет права быть незнакомым образованный человек того или другого народа, хотя бы они и не имели мирового значения. Наконец, каждому должна быть знакома родная культурно-социальная среда в ее прошлом и настоящем, что выдвигает вперед требование лучшего ознакомления с отечественной историей и географией, - родная среда, в которой человек родился, воспитывается, живет и призван действовать. (...)

Литературный язык, который в конце концов только и может господствовать в школе, отличается от разговорного, имеющего множество местных оттенков и даже распадающегося на наречия. (...)

Истинно гуманитарное образование в научном и этическом духе должно создавать для всех людей разных стран и народов некоторую общую идейную атмосферу, живя в которой, человек будет чувствовать себя не только сыном своей родины, но и гражданином вселенной. (...)

V. Наука и политика в деле образования

(...) Всякое, исходящее из того или другого фанатизма, деспотическое навязывание учащимся абсолютных догматов находится в полном противоречии с основной целью образования - свободным развитием личности как самостоятельного я, по собственному выбору определяющего свои мысли и поступки, - и расширением умственного горизонта, в обоих отношениях при помощи научного знания и мышления с их для многих случаев относительностью и для всех случаев критицизмом. Ввиду этого школа не должна быть орудием политической партийности, так как задача ее по отношению ко всякой политике может заключаться только в доставлении обществу умственно зрелых людей, способных вполне сознательно и совершенно самостоятельно производить лично для себя выбор между общественными партиями и их формулами и руководствоваться в своих действиях главным образом собственными убеждениями о том, что истинно и что справедливо. (...)

          Равным образом и образование только тогда приносит благие политические результаты, подготовляя хороших граждан, когда школа воспитывает в общих принципах чести и долга, а не навязывает каких-либо догматов, которые должны быть приняты на веру. (...)

Внутренняя политика всех государств всегда подвержена колебаниям, которые не должны отражаться ни на науке, ни на ее преподавании. В политике нередко то, что вчера еще считалось ересью, сегодня признается за истину, и школа не угналась бы за этими переменами общих веяний и частных взглядов. В конце концов эти перемены суть перемены партий у власти, и то, что с точки зрения одной партии имеет значение политической истины, другою партией может быть забраковано. (...)

VI. Общественный интерес в деле образования

          Кроме разных вероисповеданий, национальностей, классов и партий, могущих проявлять свои интересы в вопросах воспитания и образования, в обществе существуют и другие группы, для которых школьное дело не может считаться безразличным.

          Первая такая группа - родители учащихся. Каковы бы ни были культурные и социальные различия семьей, младшие члены которых учатся в школах, у родителей, как таковых, есть всегда и свой особый интерес в деле воспитания и образования подрастающих поколений. Семья в гораздо большей степени, чем государство, должна проникаться тем убеждением, что школа существует для учащихся, учащиеся же - сами для себя. (...)