Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 29

Надо прилагать все старания к тому и быть постоянно проникнутым этим стремлением, чтобы жизнь “Дома Свободного Ребенка” по возможности носила характер цельности, единства и гармонии. Стремление внести цельность, единство и гармонию в жизнь “Дома Свободного Ребенка” должно воодушевлять всех участников этого учреждения, но особенно тех лиц, которые являются его руководителями, которые играют в нем наиболее активную роль. Руководители должны действовать солидарно друг с другом, взаимно как бы дополняя друг друга. Чем больше будет солидарности и единства в действиях руководителей, чем больше каждый из них будет в курсе того, что делается другими, тем успешнее пойдет дело в “Доме Свободного Ребенка”. (...)

Среди взрослых членов “Дома Свободного Ребенка” должны царить, сверх того, взаимный контроль и свободная искренняя критика друг друга. Каждый должен открыто высказываться о замеченных им недостатках других, и надо не только не бояться этого высказывания, но радостно идти ему навстречу. Такая взаимная искренняя самокритика должна будет только способствовать установлению более тесных и дружеских отношений среди взрослых членов “Дома Свободного Ребенка”. Тот, кто боится подобной критики, для того на первом плане не интересы дела, а ложное самолюбие, и он должен прежде всего побороть это самолюбие, и тогда только он может считаться годным для работы в “Доме Свободного Ребенка”. “Не бояться критики, а желать ее”, - вот, что должно быть девизом лиц, работающих в “Доме Свободного Ребенка”.

III

В “Доме Свободного Ребенка” мальчики воспитываются совместно с девочками, причем и те и другие одинаково принимают участие во всех работах и занятиях дома. Совместное воспитание мальчиков и девочек есть лучшее средство к установлению товарищеских отношений между обоими полами, основанных на взаимном уважении друг к другу. Только путем совместного воспитания, начатого с самого раннего возраста и продолжающегося непрерывно вплоть до достижения полной физической и духовной зрелости, можно надеяться достигнуть установления обоими полами здоровых, нормальных, естественных отношений и можно с успехом бороться против половой распущенности с той и с другой стороны. В раннем пробуждении чувственности в сильной степени виновато было отчасти и раздельное воспитание полов.

“Дом Свободного Ребенка” должен будет обратить особенное внимание на правильное сексуальное воспитание детей. Чем больше ему удастся наполнить жизнь детей серьезными, захватывающими их интересами, сделать ее полной и содержательной, чем более ему удастся привлечь детей к интенсивному занятию физическим трудом, тем более ему удастся и предупредить преждевременное половое развитие детей и отклонять его от нездоровых, ненормальных путей удовлетворения чувственных побуждений.

IV

(...) Попробуем наметить примерное распределение того времени, которое дети проводят в этом учреждении. Это время будет дробиться на пять частей. (...)

1) Часть времени будет посвящена общественно необходимому труду; 2) часть времени будет посвящена удовлетворению детской любознательности или содействию детям в удовлетворении их научных запросов; 3) часть времени будет посвящена систематическому, но свободному занятию производительным трудом в смысле овладения философией производительного труда вообще, в смысле достижения в этой области способности с наименьшими усилиями достигать наибольших результатов и притом достигать при помощи таких способов и приемов труда, которые не только не вредили бы здоровью и не вели бы к тем или другим физическим недостаткам, но, напротив того, вели бы к здоровому и гармоническому развитию тела; 4) часть времени будет посвящена свободному занятию искусством и 5) наконец, часть времени будет посвящена отдыху, в течение которого совершается завтрак, и свободным физическим упражнениям (подвижным играм). (...)

VIII

(...) Роль учителя - давать ребенку постоянный пример того, как можно самостоятельным путем доходить до разрешения тех или других вопросов. Учитель должен почаще говорить ребенку: “Попробуй сделать так-то и так-то и посмотри, что из этого выйдет, и подумай сам о том, какие выводы можно сделать из тех явлений, которые тебе пришлось наблюдать; придумай какую-нибудь новую комбинацию для опыта, побольше экспериментируй, и ты добьешься ответа на те вопросы, которые тебя интересуют. Я мог бы тебе и прямо ответить на эти вопросы, но гораздо полезнее будет, если ты сам самостоятельно добьешься на них ответа, тогда ты научишься сам находить ответ и на другие, более сложные вопросы, на которые я могу оказаться бессильным ответить”... (...)

В педагогическом - воспитательном и образовательном - отношении неутомимый и беспокойный искатель истины важнее спокойного и самодовольного ученого, гордого своей наукой. И наших детей мы должны окружить не столько учеными, сколько искателями истины, если мы хотим им помочь в достижении общего образования. (...)

Подводя итог всему сказанному, мы можем так сформулировать сущность того метода, которого должен придерживаться учитель в своей деятельности: этот метод должен быть методом освобождения в ребенке творческих сил, методом побуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества, методом приведения ребенка в состояние наибольшей активности, а не в состояние наибольшей пассивности, как это имеет место в большинстве случаев при современных методах преподавания. (...)

Индивидуализация обучения легче достижима не тогда, когда все ученики вынуждены за раз главным образом слушать учителя, что он говорит, и когда весь центр тяжести обучения сосредоточивается на этом, а тогда, когда центр тяжести сосредоточивается на самостоятельной творческой работе детей, - это, как мне кажется, ясно само собой.

IX