Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 25

Если же ребенок кругом себя и в лице своих ближайших воспитателей - отца и матери - вместо уважения к человеческой личности видит самое возмутительное пренебрежение последней, вместо равноправности, при которой уважается свобода каждого, он видит деспотический произвол одних и униженную покорность других, если вместо взаимной помощи и поддержки друг друга, вместо сотрудничества во всех его формах, он видит скрытую или явную борьбу с сопровождающими ее чувствами затаенной злобы и ненависти, - то что может возбудить в нем подобное зрелище? (...)

Самая ближайшая среда, в которой, в особенности в первое время, вырастает ребенок, - это семья. Внутренний строй семьи, начала, на которых она построена - все это играет большую роль в нравственном воспитании ребенка. В самом деле, семья может смотреть на себя, как на нечто замкнутое, изолированное от всего окружающего, как на нечто, имеющее в самом себе свою цель, живущее своими особыми интересами, не имеющими ничего общего с интересами окружающих нас людей. Тогда перед нами будет то, что с большим удобством укладывается в формулу “семейного эгоизма”. Но семья может смотреть на себя так же, как на часть великого целого, называемого человечеством, и видеть высшую свою задачу в служении человечеству тем или другим путем или в подготовке к этому служению. В этом случае мы будем иметь то, что могло бы быть названо “семейным альтруизмом”. (...)

Семья, не проникнутая великими общечеловеческими идеалами, не может нравственно воспитывать детей, она может только дрессировать их до степени усвоения навыков внешней нравственности, которая легко испарится под давлением соблазнов жизни, но она бессильна создать ту истинную внутреннюю нравственность, которая заставит человека всегда и во всех положениях сознательно отдавать свои силы на служение человечеству.

(...) Самое важное - создать кругом ребенка здоровую нравственную атмосферу, дыша которой, он непроизвольно впитывал бы в себя светлые идеи, говорящие о бескорыстном служении человечеству, и то могучее чистое чувство нравственной любви, которое даст крылья самым отвлеченным идеям и поможет им перейти из слов в дело. (...)

Но, чтобы вокруг ребенка была здоровая нравственная атмосфера, необходимо не только, чтобы нравственные идеалы были положены в основу жизни семьи, они должны быть положены также в основу жизни школы, в которой ребенку придется получать свое образование, и в основу жизни того общества, среди которого приходится жить ребенку и его родителям. Поэтому всякий, кто болеет сердцем о будущности своих детей и кого беспокоит судьба молодого поколения, должен прилагать не только все усилия к тому, чтобы перевоспитать себя нравственно и чтобы сделать свою семью носительницей высоких нравственных идеалов. Нет, он должен вместе с тем употреблять все усилия к тому, чтобы и школа стала могучим средством подготовки сознательного и умелого борца за нравственные идеалы, чтобы высшая ее задача заключалась в том, чтобы научить человека любить человечество и с наибольшим успехом работать над улучшением и облагораживанием общечеловеческой жизни во всех отношениях.

Но и этого еще не достаточно... Каждый родитель и каждый педагог, действительно озабоченный судьбами молодого поколения, должен прилагать все усилия к тому, чтобы нравственные идеалы господствовали и в жизни окружающего их общества: чтобы общество было проникнуто этими идеалами, жило ими. От общего тона общественной жизни, от характера общественных форм и учреждений в значительной степени зависит и общий тон школы и семьи, и даже жизненного обихода отдельных личностей. Истинный педагог, действительно имеющий в виду истинные задачи нравственного воспитания, а не акробатические фокусы, не дрессировку милых, умных животных, умеющих выкидывать разные удивительные штуки, но в глубине души остающихся все теми же животными, и не мало не принимающих человеческого образа, - такой педагог никогда не упустит из виду истины о тесной солидарности между собою семьи, школы и общества, и он поймет, что нельзя быть педагогом, не будучи в то же время в той или другой степени, в сильной или слабой, и общественным реформатором.   

Педагогика, в широком смысле этого слова, должна охватывать не только все способы прямого воздействия на ребенка, но также и все способы косвенного воздействия на него. Рациональная педагогика должна считаться не только с непосредственным действием воспитателя, но также и с непосредственным действием всей той среды, которая окружает ребенка. Да и сам воспитатель разве не есть только представитель среды, только часть ее? Этого последнего фактора нельзя игнорировать; влияние его могуче, и часто оно идет в разрез с тем влиянием, которое хотел бы оказать на ребенка воспитатель.

(...) Надо сделать так, чтобы окружающая нас среда содействовала нам в наших воспитательных задачах, - но для этого мы должны изучать ее, должны определить те законы, согласно которым она влияет на отдельную личность, степень изменяемости ее самой и средства, при помощи которых нездоровая среда может быть сделана здоровой и способной влиять благотворно в нравственном отношении на молодую душу.

Истинный педагог, видящий и понимающий как велико нравственно воспитывающее влияние среды, поймет также вместе с тем и осознает, что, наряду с непосредственным влиянием на ребенка, он должен употреблять одновременно все усилия на оздоровление окружающей его среды, на улучшение ее в нравственном смысле. Эта его деятельность, не имея прямого воспитательного значения, приобретает громадную косвенную воспитательную роль. Она необходима, безусловно необходима: без нее и вся непосредственная наша воспитательная деятельность может оказаться лишенной всякого смысла; без нее в один прекрасный день воспитатель может увидеть к собственному  своему ужасу, что воспитание его принесло совсем не те плоды, которых он ожидал, и что все его неутомимые труды увенчались одним пустоцветом.