Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 36

Худшее отношение, это - то, когда в общественных целях, известным образом понятых, искажают самую сущность образования, заменяя его дрессировкою в целях, лежащих вне самой личности. Когда не просто хотят развить ум человека, а навязать ему известные традиции и сделать его голову недоступною для идей, считаемых “превратными”, то в основу всей системы общественного образования кладутся догматизм, фанатизм и деспотизм, стремящиеся прежде всего убить в воспитаннике все проявления его “я”, сколько-нибудь не поддающиеся этой дрессировке. Здесь - прямая, хотя бы и не всегда вполне осознанная вражда к личному развитию, к индивидуальной инициативе, ко всякому отклонению от едино спасающей истины. Такова была школа иезуитов, подчинявшая воспитание юношества интересам католической церкви. Тем же духом отличался и российский классицизм последней трети XIX в. (...) От людей, взгляды которых логически должны доводить до враждебного отношения к свободному развитию личности во имя, напр., национальной самобытности, следует отличать людей, хотя и не думающих о какой-либо идеологической дрессировке юношества, но и не понимающих сущности образования в видах развития в воспитаннике человеческой личности. Исходя из того, что обществу нужны врачи и фельдшера, механики и слесаря, агрономы и садовники, равно как и учителя, чиновники, адвокаты и т. п., иные всю силу образования видят в профессионализме или в приготовлении к профессионализму. С этой точки зрения так называемое общее образование признается нужным, главным образом, как степень, которую нужно пройти, чтобы быть в состоянии обучиться лечению людей, постройке машин, заведованию сложным хозяйством и пр., и пр.

В обоих только что рассмотренных случаях цели общего образования искажаются - и в обоих случаях, так сказать, во имя общества по толкованию выходит так, что для данного общества существенно важно, чтобы человек всецело принимал такие-то и такие-то догматы, напр. националистического характера, по другому -  чтобы человек был лишь специалистом какого-либо дела, находящего спрос в обществе, и очень часто оба требования сливаются в идеале хорошего работника и ревностного “патриота”. 

Слово “патриот” я нарочно поставил в кавычках, чтобы оттенить тот особый смысл, в котором его употребляю. (...) Псевдопатриотизм, который один только и может требовать сохранения национальной самобытности во что бы то ни стало, с пожертвованием ему свободою личного развития. (...) В обоих случаях педагогическая цель заменяется политическою - “чтобы идей не было” или чтобы идеи были лишь известного сорта. Образование, ставящее своею целью развитие личности, тем самым содействует возникновению и укреплению личной инициативы, критического отношения к окружающей культурно-социальной действительности и стремления воплощать в жизни лично сознанную истину и лично сознанную справедливость. Делать из образования средство консолидации на веки вечные национальных идеалов и в то же время думать о развитии личности - две вещи несовместимые, но в том лишь случае между личностью и обществом возникает конфликт в части образования, когда интерес общества заключается в том чтобы подавлять индивидуальную свободу в сфере мысли. (...)

Воспитание гражданина должно быть не целью образования человека, а его результатом. Можно образовывать “человека вообще”, поскольку все дело здесь в известном развитии, в известных знаниях и умениях, но гражданина вообще воспитать нельзя, а только гражданина данной страны, выдвигать же такую задачу на первый план значит именно подчинять школу не педагогическим, а политическим требованиям. (...)

Рядом с общим образованием профессиональное. Необходимость последнего может быть доказана и с точки зрения индивидуалистической, и с точки зрения социальной: во-первых, чтобы существовать, человек должен быть работником, а во-вторых, и обществу нужны работники, причем некоторые специальности требуют более или менее продолжительной выучки, для которой и существует профессиональное образование. (...) Обществу, как работодателю, вовсе нет нужды в том, чтобы инженер, строящий его железные дороги, имел широкое общечеловеческое образование: дело именно в том и состоит, что работодательская точка зрения дальше узкого профессионализма и не может идти, хотя бы даже при удовлетворении потребностей не частного лица, а целого общества.

И общее, и профессиональное образование нужны прежде всего самому человеку, его получающему, как орудие его духовного развития, как усовершенствование его способностей, обогащение его знаниями и умениями, необходимыми для полноты жизни. Условия и требования окружающей общественности могут благоприятствовать или не благоприятствовать основной цели образования, достижение которой, наоборот, всегда должно сопровождаться благими результатами для общества. Все соответствие образования с условиями и требованиями данной общественной среды должно заключаться лишь в том, чтобы общее образование давало хорошее знание условий этой среды, а профессиональное удовлетворяло одну из существующих в этой среде потребностей, насколько сама эта потребность оправдывается с точки зрения развитого ума. (...)

Знание, чистое, бескорыстное знание обладает притягательной силой. Доказательства тому многочисленны и разнообразны. В сущности, одно и то же основное явление наблюдается и в любознательности, свойственной уже детскому возрасту, и в юношеском идеализме, характеризующемся жаждою идейного знания относительно главных вопросов мысли и жизни, и в той привычке приобретать новые знания, какую вырабатывают в себе многие люди к зрелому возрасту; наблюдается оно, это самое явление, и среди любителей серьезного чтения или посетителей публичных лекций не только разных возрастов, но и разных общественных положений, между прочим даже среди рабочих, придавленных материальною нуждою и тягостными условиями своего труда. (...)

Педагогика, которой прежде всего следует основываться на психологии детского и юношеского возраста, должна первою своею задачею ставить удовлетворение инстинктивной любви к знанию, тем самым ее, любовь эту, в то же время поддерживая, расширяя и осмысливая (...)