Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 109

И еще более важное, что школа и семья должны именно кооперироваться и знать, что на семье лежит важная обязанность общественной подготовки, а на школе еще более того серьезная задача - внести не только элемент дружбы, семейственности в школьную жизнь, но даже и повлиять на семью в сторону большего понимания своих семейных обязанностей.

Нам же, людям, желающим помочь другим в установлении лучшего, более сердечного отношения друг к другу и к детям, живущим и играющим бок о бок с нами, надо стараться создать новые места: центры, дома, площадки, куда бы дети и родители могли прийти в свободное время и могли бы найти и помощь, и радость, и общение, и где люди, более осчастливленные жизнью, средствами ли, знаниями, могли сойтись на дружеской, соседской почве с теми, которые и нуждаются в нашей помощи, и сами могут дать нам часто такую теплоту, силу души, которая и нам поможет приподняться над серым туманом обыденности, и даст возможность мелькнуть в душе хотя бы на момент славному ощущению хорошей близости к другим людям. А это ощущение необходимо нам от ранней юности и до гроба. (...)

Свободное воспитание. 1912-1913.  № 4. - С. 5-16       


А. П. Китаев*

ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

“Играйте же, дети! Растите

                     на поле!

На то вам и красное детство

                             дано,

Чтоб вечно любить это

              скудное поле,

Чтоб вечно вам милым

                            казалось оно!”

                        Некрасов

Наблюдайте, изучайте детей, когда они играют. В играх детей много поучительного, интересного; в играх детей, как в зеркале, отражается жизнь взрослых, отражаются события общественной, народной, государственной жизни. У детей сильно развита способность наблюдения, - и дети постоянно наблюдают окружающую их действительность. Происходит это обыкновенно незаметно для взрослых и бессознательно со стороны детей. Но наблюдения детей имеют огромное значение в их жизни: то, что было воспринято при наблюдении, сказывается, выражается невольно в играх, часто оставляет следы на всю жизнь.

“Смотрит ребенок, - говорит Гончаров в “Обломове”, - и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользают от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезываются в душу картины домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей”. - Видит ребенок, как проводят время старшие, как работают, веселятся, чем занимаются, как относятся друг к другу; слышит их разговоры... Он наблюдает и замечает все, со всеми подробностями... Кончилась работа наблюдения, - и в ребенке рождается сильная, непреодолимая потребность к подражанию. Но у него нет ни силы, ни ловкости, ни умения, ни навыка, ни знания, чтобы исполнить то, что наблюдал он в работах и занятиях старших. Тщетны, по большей части, его попытки обращения к старшим за помощью и поддержкой. “Ты еще мал”, “ не твое дело”, “не мешай”, и т.п. - вот что обыкновенно получает ребенок вместо помощи. Но потребность подражания от этого не ослабевает. Ребенок находит удовлетворение этой потребности в игре. Тогда начинается деятельность воображения. Воображение детей не знает пределов и границ. (...) Если вы знаете того работника, которого в данную минуту изображает ребенок, вы поразитесь, как верно и точно подметил он все манеры, жесты, и как верна, хороша и естественна передача! Играя так, ребенок забывает все окружающее, он весь отдается игре, которая дает ему полное удовлетворение в его потребности подражать. Потребность подражания является главным импульсом в духовном развитии ребенка. Потребность подражания возникает и развивается в ребенке в силу деятельности другого важного фактора в детской психике - наблюдения. Чем более развивается в ребенке способность наблюдения, тем более растет потребность подражания, тем более оно становится сложным и значительным.

Пока органы внешних чувств, - зрения, слуха, осязания, - развиты слабо, наблюдения ребенка незначительны: ребенок воспринимает слабо и быстро утрачивает воспринятое. Потребность подражания в это время проявляется весьма слабо. По мере дальнейшего развития органов внешних чувств восприятия ребенка становятся более основательными и прочными; круг наблюдений его расширяется, и деятельность подражания становится  более интенсивной и сложной. В этот период жизни огромное значение приобретает развитие памяти. Восприятия, полученные при наблюдении, удерживаются, закрепляются в памяти, - и ребенок подражает не только тому, что в данную минуту наблюдает, но и тому, что наблюдал он гораздо ранее. Чем восприимчевее ребенок, чем впечатлительнее его натура, тем более будет развита в нем способность подражания, и тем более, тем увлекательнее такой ребенок будет отдаваться играм. Ибо в игре он находит не только удовлетворение своей потребности подражания, но и получает высшее для него удовольствие и наслаждение. Игра является главным фактором в развитии и жизни ребенка. Ребенок живет играя, и в игре - вся его жизнь, источник его развития, максимум доступного, возможного для него счастья!

Какое же должно быть отношение воспитателя к детским играм? Если игра является для ребенка потребностью, если в игре ребенок почерпает данные для своего развития и если, наконец, игра является источником радости и счастья для ребенка, то задача воспитателя должна состоять в том, чтобы дать возможность играть ребенку вволю, сколько хочет, или, правильнее говоря, сколько ребенку необходимо, чтобы удовлетворить свою потребность. 

На самом деле ребенку позволяют играть лишь тогда, когда он свободен от обязательных занятий, к которым его принуждают силою.