Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 39

Во-первых, школа (...) должна быть питомником, хозяин которого желал бы, чтобы взошло и выросло в дерево каждое посаженное им семя, и ради этого стал бы прилагать все свои старания к тому, чтобы устранить всякие помехи к прорастанию отдельных семечек и дальнейшему росту разводимых деревьев. (...)

Во-вторых, - и вот это - главное, - прохождение школьной программы не должно поглощать все время учащихся, какое они вообще могут посвящать умственным занятиям, дабы каждый ученик вне часов, занятых классными занятиями и приготовлением уроков, мог не только отдыхать и развлекаться, но и читать книги, свойственные его возрасту и способные лично его заинтересовать. (...) У учащихся всегда есть любимые предметы, те, которыми они с большею охотою занимаются, которые им легче даются, и этими индивидуальными склонностями и способностями своих воспитанников школа должна пользоваться, чтобы посредством внеклассного чтения и другими способами учащиеся могли расширять и углублять разные сведения, приобретаемые ими из учебников и на уроках преподавателей. Поощрение любознательности (конечно, не наградами, а удовлетворением самой потребности или содействием ее пробуждению) должно быть одною из главных задач школы. Мечтать о том, чтобы ученики оканчивали курс с одинаковыми и ровными по всем предметам знаниями, значит больше думать о выполнении программы, чем о самом образовании молодежи. Это требование можно предъявлять лишь к тем минимальным знаниям, которые должны быть общими для всех учеников, но этот минимум должен быть таковым не только в смысле возможно большей доступности для среднего уровня учеников и не только по желательности оставления учащимся достаточного досуга для внешкольных умственных занятий, но и по отношению к тому, что каждый ученик обязан знать, оставляя школу. Иначе говоря, общеобязательный минимум не должен являться в то же время и нормальным количеством знаний, приобретенных учеником в его учебные годы. (...)

Педагогам пора было бы вполне проникнуться убеждением, что школа, т.е. классное преподавание, одно не в состоянии давать общее образование, и что ей даже прямо следует приучать своих питомцев искать научного знания и вне школы и при этом указывать, где можно его находить.

Школьное образование и индивидуальное самообразование вообще должны идти рука об руку к одной цели, взаимно одно другому помогая. (...) Нужно, чтобы самообразование не отвлекало от школьных занятий, а только укрепляло мысль в их важности и целесообразности, и чтобы, в свою очередь, школьные занятия возбуждали желание искать не каких-либо чуждых школе знаний, а тех же самых, что даются и школой, но только расширенных и углубленных. (...)

Ребенок дошкольного возраста - всегда в большей или меньшей степени продукт лишь своей семьи; молодой человек, кончающий курс средней школы, является уже результатом совокупного воздействия на него не только семьи и школы, но и общества. Это общество - его товарищи, знакомые его семьи и его собственные знакомые, случайные встречи, газета, театр, книги; мало-помалу в это общество он вживается, начинает понимать разговоры взрослых, проникаться их интересами, воспринимать их взгляды. Как ни сильны влияния семьи и школы, внесемейные и внешкольные влияния окружающей общественной среды тоже играют громадную роль в воспитании молодежи. Мало того, нередко эти влияния оказываются определяющими все дальнейшее духовное развитие молодого человека даже наперекор семье и школе. (...)

В каждой общественной среде, как бы незначительна она ни была, раз только можно в каком бы то ни было смысле говорить об ее однородности и о существовании в ней постоянного взаимодействия между отдельными лицами, всегда возникает некоторое общее преобладающее мнение, отражающееся в суждениях громадного большинства индивидуумов, которые составляют среду. Находясь постоянно под одними и теми же общественными влияниями, получая одни и те же школьные впечатления, объединяясь многими общими чертами, присущими ее отдельным возрастам, будучи в тесном общении между собою в одном и том же учебном заведении, в разных городах, учащаяся молодежь весьма естественно начинает представлять собою до известной степени однородную среду с некоторыми общими идеями, настроениями и стремлениями. И в этой среде вырабатываются свои традиции, возникают свои умственные течения, создается свое общественное мнение. Оно может быть несамостоятельным и незрелым, во многих отношениях односторонним и ошибочным, но это уже другой вопрос, касающийся не существования такого общественного мнения, а его свойств, как, с другой стороны, необходимость считаться с ним отнюдь не устраняется и тем обстоятельством, что сплошь и рядом отдельные юноши, делая те или иные заявления, в сущности, только повторяют услышанное от других и тем самым затрудняют для постороннего лица понимание их собственных мнений и желаний. (...)

В стремлении к самообразованию, характеризующему значительную часть молодежи, нужно различать две стороны: то, в чем действительно проявляются внутренние влечения и духовные запросы каждой личности, и то, что извне внушается ей окружающею культурною средою в виде готового мнения о содержании и способах приобретения желательных знаний. (...)

Внутренние влечения и внешние обстоятельства жизни, влияющие на выбор профессий, все более и более индивидуализируют отдельных людей, но в самом начале их жизненного поприща между нами - в детском возрасте - больше сходства. (...)

IV. Общечеловеческий и национальный элементы

образования          

Истинность того или другого положения определяется его фактическими или логическими основаниями, независимо от того, соответствует ли оно или нет национальным традициям или мнению большинства нации. Это справедливо по отношению и к научной истине, и к истине моральной. Против[ники] единства истин этики ссылались на разнообразие и даже на противоположность взглядов разных народов на нравственное и безнравственное, но с тем же успехом можно было бы отрицать и существование не обусловленных местом истин науки ввиду того, что народные массы в разных странах различным образом представляют себе или объясняют явления природы. Для развитого нравственного чувства то, что безнравственно в одной стране, остается таковым же и в другой, хотя бы жителями последней оно и не считалось безнравственным. Есть общечеловеческая этика, как есть и общечеловеческая наука, и внутренняя сила обоих не зависит от того, кем и где они признаются. (...)