Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 101

“Школы для родителей и воспитателей” многим покажутся делом неосуществимо трудным, но пусть работающие на этой почве не смущаются этим.

Было время, когда лечить мог всякий, кто хотел, - теперь тех, кто занимается лечением без основательной теоретической и практической подготовки, мы называем шарлатанами. Недалеко и то время, когда мы будем считать недобросовестным браться за сложное дело воспитания без основательной теоретической и практической подготовки.  

Свободное воспитание. 1908-1909. № 11. - С. 17-24.

ОТВЕТ НА ПИСЬМО МАТЕРИ

(Г-же Н.М. в Петерб.)

Физическая, умственная, а также и нравственно-чувственная сторона человека складывается определенно благодаря трем факторам. Во-первых, то, что дала наследственность, с чем человек явился на свет и что отныне должно расти и развиваться; во-вторых, влияние среды, ее условий; и в-третьих, воздействие воспитателя как лица, стоящего всего ближе к воспитываемому. Который из трех факторов сильнее - трудно сказать. Вы, в своем кратком письме не дали никаких данных о наследственности вашей дочки. Кто был ее отец? В каком возрасте были родители, когда девочка родилась? Какою она появилась на свет? Не злоупотребляли ли родители алкоголем и другими возбуждающими? Это некоторые из тех вопросов, ответ на которые характеризует наследственность.

Но и условия ее воспитания, очевидно, не были удовлетворительны, так как еще маленьким ребенком она лишена была вашего непосредственного наблюдения и воздействия, так как часто оставалась на попечении квартирной хозяйки или прислуги. А между тем, особенно в первые годы жизни, мать для ребенка никогда и никто заменить не может. Затем, вы отмечаете, что и сами обладаете далеко не уравновешенным характером. Это могло иметь значение и как фактор наследственный, и как прямое воздействие на ребенка. Кто хочет воспитывать разумно, - тот должен прежде всего перевоспитывать самого себя. (...)

Сложившееся в обществе мнение, что всего важнее для ребенка окончить школу, иметь права среднего учебного заведения, - совершенно ложно. Нам нужны люди, - на эту сторону должно быть обращено все внимание. Одно только это важно. Человек как высшая ценность должен быть, во-первых, здоров, во-вторых, должен владеть  своей волей,  направлять  ее  в  сторону  пользы и добра и, в-третьих, иметь запас известных знаний, необходимых для жизни. У нас же все внимание, все усилия обращают именно на третье и считают задачу воспитания оконченной, если известный минимум знания заложен в голову питомца. Нет, пусть это будет лучше недоучка, но человек здоровый, дельный и честно относящийся к своим, хотя бы маленьким, обязанностям.

Задача разумного воспитания по отношению к детям с нравственно-умственными недостатками, или к детям порочным, состоит в том, чтобы найти в них то цельное, здоровое, что еще имеется в них, и суметь развить это здоровое ядро настолько, чтобы остальное заглушалось и отступало на 2-й план. Если вы  присмотритесь к вашей девочке, вы, наверное, найдете и в ней зародыши живых, деятельных интересов, и ваше дело суметь воспользоваться и развить их.

Не требуйте только от нее больше, чем она может дать, не ужасайтесь ее недостатками, не ставьте ей их на вид, и они не будут бить тогда и вам в глаза. Постарайтесь, хотя на время, их забыть.

Второй прием - дайте ей возможность приподняться несколько в ее же собственных глазах. Указывайте почаще на то, что она может, и помогите незаметно для нее достигать того, что задумано.

Эта работа трудная, кропотливая; не раз придется вам еще опускать беспомощно руки, но - пройдет такая минута, и вы вновь беретесь за дело, и я думаю, что вам в конце концов не придется раскаиваться в ваших условиях. (...)   

Свободное воспитание. 1908-1909. № 6. - С. 67-70.


А. Деулин*

ИСТОЧНИКИ ПРИНУИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСПЕХОВ И ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ, В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

И ЧЕМ ЕЕ СЛЕДУЕТ ЗАМЕНИТЬ

(...) Главным недостатком учебно-воспитательной практики нашей средней школы является принцип принуждения, на котором она основывается.

Внешний надзор, запись в кондуит, понижение балла по поведению, “единицы” и “двойки” и др. карательные воздействия, которые иногда, как из рога изобилия, сыплются на голову учащихся, являются ярким выражением всей уродливости обстановки, в которой развивается подрастающее поколение.

Единственный выход из условий нездорового уклада средней школы намечается принципом свободного воспитания. (...)

Необходимость перехода к новому принципу теперь сознается, как никогда, но недостаточно ясное представление, чем должна быть заменена устарелая система, основанная на педагогически негодных стимулах принуждения и поощрения, производит впечатления неосуществимости теории свободного воспитания вообще. (...)

Достаточно одного исторического примера, чтобы убедиться, что чем более пути и цели воспитания отклоняются от идеала свободы, тем более принудительным характером оно отличается.

Возьмем хотя бы школу времени Петра I. В заботах о профессиональной практической подготовке для различных родов государственной службы, непреклонный Преобразователь производил буквально школьные наборы. За проступки учащихся налагались уголовные кары: плети, батоги, тюремный арест, отдача в солдаты без выслуги. Виновный ученик прямо назывался преступником, и такого преступника, для “вящего наказания”, заковывали “в ножные железа”. Несмотря на наказания, от “учения” бежал огромный процент школьников. Беглые ученики приравнивались к беглым солдатам, со всеми последствиями этого в отношении наказания.

То же самое можно сказать и про современную среднюю школу; чем суровее и шире применяются всякого рода взыскания, в частности чем полнее находит в ней применение балльная система, также, несомненно, в корне своем заключающая принуждение, тем более, следовательно, отсталой является педагогическая обстановка.

Что, действительно, означают обычные рубрики оценки качеств учащихся, их “поведения”, “успехов”, “внимания” и “прилежания”, как не предъявление требований несвоевременных и обращенных не туда, куда следует, вместо того чтобы поставить целью развитие этих качеств, и прежде чем доставлена возможность для их развития.