Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 2

          Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как на существо, подчиненное воспитателю. Только через его посредство образовывающийся получает образовательные или воспитательные впечатления, будут ли эти впечатления книги, рассказы, требования запоминания, художественные или телесные упражнения. Весь внешний мир допускается к воздействию на ученика только настолько, насколько воспитатель находит это удобным. Воспитатель старается окружить своего питомца непроницаемой стеной от влияния мира и только сквозь свою научную школьно-воспитательную воронку пропускает то, что считает полезным... Везде влияние жизни отстранено от забот педагога, везде школа обстроена кругом китайской стеной книжной мудрости, сквозь которую пропускается жизненное образовательное влияние только настолько, насколько это нравится воспитателям. Влияние жизни не признается. Так смотрит наука педагогика, потому что признает за собой право знать, что нужно для образования наилучшего человека, и считает возможным устранить от воспитанника всякое влияние; так поступает и практика воспитания.

На основании такого взгляда, естественно, смешивается воспитание и образование, ибо признается, что не будь воспитания, не было бы и образования. (...)

По понятиям педагога-теоретика, воспитание есть действие одного человека на другого и включает в себя три действия: 1) нравственное или насильственное влияние воспитателя, - образ жизни, наказания; 2) обучение и преподавание и 3) руковождение жизненными взглядами на воспитываемого. Ошибка и смешение понятий, по нашему убеждению, происходит от того, что педагогика принимает своим предметом воспитание, а не образование, и не видит возможности для воспитателя предвидеть, соразмерить и определить все влияния жизни. Каждый педагог соглашается, что жизнь вносит свое влияние и до школы, и после школы, и, несмотря на все старание устранить ее, и во время школы. Влияние это так сильно, что большею частью уничтожается все влияние школьного воспитания; но педагог видит в этом только недостаточность развития науки и искусства педагогики, и все-таки признает своею задачей воспитание людей по известному образцу, а не образование, т.е. изучение путей, посредством которых образуются люди, и содействие этому свободному образованию. (...)

Воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания, предметом же педагогики должно и может быть только образование. Образование в широком смысле, по нашему убеждению, составляет совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения. Детские игры, страдания, наказания родителей, книги, работы, учение насильственное и свободное, искусства, науки, жизнь - все образовывает.

Образование общее понимается или как последствие всех тех влияний, которые жизнь оказывает на человека (в смысле образования человека, мы говорим: образованный человек), или как самое влияние на человека всех жизненных условий (в смысле образование немца, русского мужика, барина, мы говорим: человек получил плохое образование или хорошее и т. п.). Только с этим последним мы имеем дело. Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки (мы говорим: они его воспитали лицемером, разбойником или добрым человеком. Спартанцы воспитывали мужественных людей, французы воспитывают односторонних и самодовольных). Преподавание есть передача сведений одного человека другому (преподавать можно шахматную игру, историю, сапожное мастерство). Учение, оттенок преподавания, есть воздействие одного человека на другого с целью заставить ученика усвоить известные физические привычки (учить петь, плотничать, танцевать, грести веслами, говорить наизусть). Преподавание и учение суть средства образования, когда они свободны, и средства воспитания, когда учение насильственно и когда преподавание исключительно, то есть преподаются только те предметы, которые воспитатель считает нужными.(...)

Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образование есть свободное отношение людей, имеющее своим  основанием потребность одного приобретать сведения, а другого - сообщать уже приобретенное им. Преподавание.(...) есть средство как образования, так и воспитания. Различие воспитания от образования только в насилии, право на которое признает за собой воспитание. Воспитание есть образование насильственное. Образование свободно. (...)

Воспитания, как предмета науки, нет. Воспитание есть возведенное в принцип стремление к нравственному деспотизму. Воспитание есть, я не скажу - выражение дурной стороны человеческой природы, но явление, доказывающее неразвитость человеческой мысли и потому не могущее быть положенным основанием разумной человеческой деятельности - науки.

Воспитание есть стремление одного человека сделать другого таким же, каков он сам. (...) Я убежден, что воспитатель только потому может с таким жаром заниматься воспитанием ребенка, что в основе этого стремления лежит зависть к чистоте ребенка и желание сделать его похожим на себя, то есть больше испорченным. (...)

Мне не хочется доказывать то, что (...) воспитание как умышленное формирование людей по известным образцам, - не плодотворно, незаконно и невозможно. Здесь я ограничусь одним вопросом. Права воспитания не существует. Я не признаю его, не признает, не признавало и не будет признавать его все воспитываемое молодое поколение, всегда и везде возмущающееся против насилия воспитания. (...)

Но тем не менее, не признавая права воспитания, я не могу не признавать самого явления, факта воспитания, и должен объяснить его. Откуда взялось воспитание и тот странный взгляд нашего общества, то необъяснимое противоречие, вследствие которого мы говорим: эта мать дурна, она не имеет права воспитывать свою дочь, - отнять ее у матери; это заведение дурно, - уничтожить его; а это заведение хорошо, - надо поддержать его? Вследствие чего существует воспитание?