Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 51

Как ни горько, но мои многолетние наблюдения вынуждают меня заметить, что при множестве сношений с людьми разного рода мне очень, очень редко приходилось встречать таких родителей, которые разделяли бы вполне высказанный мною взгляд. Многие из них думают и утешают себя тем, что серьезное воспитание должно начинаться в более поздние годы, чуть ли не со школьного возраста 9, 10 лет. Да разве до этого времени ребенок представляет из себя какой-нибудь автомат? Да разве он до этого времени не живет, не любит, не сердится, не ленится? Разве его “я”, его желания, прихоти, капризы появляются сразу, и не исподволь? Нет, такой взгляд не выдерживает никакой критики. Сама жизнь на каждом шагу множеством фактов указывает, что в этот-то именно период, когда ребенок растет не по дням, а по часам, организм его не только не спит, но усиленно работает, даже, может быть, более чем когда-нибудь. Будучи чутким до крайности, благодаря своей восприимчивости, он, можно сказать, ежеминутно насыщается в это время разного рода впечатлениями из окружающего мира. Если кругом его царствует любовь, дружба, семейственность, труд, порядок, выдержка, сознание долга и т.п., то и в его организме от всего этого остаются следы и он незаметно, постепенно обогащается всеми этими дорогими качествами, которые только и дают людям счастье, покой и довольство. При обратном же условии домашнего режима в нем свивают себе гнезда разные недостатки и недуги, которые фигурируют в его семейном очаге.

Все приведенные соображения дают мне полное право сказать, что режим семьи, помимо родителей, должен играть в развитии ребенка также очень видную роль и с влиянием этого фактора воспитателям и родителям надо считаться на каждом шагу.

Четвертое письмо

В предыдущем письме я сказал, что в ряду главнейших факторов в деле воспитания стоит режим семьи. Под последним разумею весь строй, всю совокупность условий и обстановку семейной жизни, в которой проводит свое детство ребенок, например: образ жизни родителей, их деятельность, взаимные между ними отношения, времяпрепровождение в праздники и в будни.

Действие всех их крайне различно; проследить и указать роль каждого из них невозможно. Но надо помнить всегда, что главным рычагом, равнодействующей силой здесь являются родители и воспитатели. Они могут более или менее регулировать, ослаблять и увеличивать влияние окружающего мира, применяясь к условиям места, времени и обстоятельств. Затем нельзя упускать из виду того, что домашний режим значительно в большей степени дает себя чувствовать при воспитании ребенка в городе.

Ребенок, живя в деревенской обстановке, среди матери-природы, находится в меньшей зависимости от порядков семейного очага. Он имеет полную возможность развивать разные стороны организма самостоятельно даже без особенной помощи родителей. Так, для физического роста у него имеется лес, сад, огород, он постоянно в работе: что-нибудь таскает, роет, лазает, рубит, городит. Для ума поле это еще шире, - на каждом шагу он видит и наблюдает жизнь природы, а это постоянно расширяет его кругозор, а вместе с тем ребенок, как бы по пути, даром, приобретает много практических знаний, которые пригодятся ему в будущей его жизни, начиная со школы. Сердце и душа ребенка тоже не спят и работают на всех парах. Имея свое хозяйство - огород, тепличку, саженцы, рассаду - или какого-нибудь живого друга - Жучку, Ваську, - он живет их жизнью, любит и ухаживает за ними. Все это имеет и другое благотворное влияние: ребенок не так сильно втягивается в интересы семейного очага, реже бывает слушателем ненужных и часто вредных разговоров и суждений. Словом, природа незаметным образом, но постоянно как бы сама руководит развитием сил ребенка и охраняет его нежный детский организм от многих вредных влияний. Совсем иная роль домашнего режима в жизни ребенка, растущего в четырех стенах города.

Физический и духовный облик человека начинает слагаться под крышей того семейного очага, в котором он родился, т. е. в его первой детской, затем в столовой, в спальне матери, кабинете отца, в зале, в гостиной и т. д. Каждый из этих углов оставляет в молодом существе известные следы, известные воспоминания иногда на всю жизнь. Вот в них то, в этих углах, и формируется наше молодое поколение. (...)

В детской ребенок находится с первых дней рождения. Являясь в наш грешный мир, он, несмотря на то что царь природы, долгое время находится в полном беспомощном положении. Для его роста и здоровья требуется ежеминутно самый заботливый уход матери, его надо накормить, и накормить непременно в известный час, и чтобы, питая его грудью, мать была спокойна; надо позаботиться о чистоте его тела, постельки, белья. Далее гигиена требует, чтобы воздух в его комнате был проветрен, имел известную температуру, чтобы новорожденный был удален от всяких резких звуков, сильного солнечного света и т. п. Игнорировать всеми этими условиями значит рисковать здоровьем ребенка, ибо в результате небрежного к нему отношения сейчас же явятся те или другие болезни и немощи, уничтожить которые не всегда легко, и часть их может сделаться хроническими или даже неизлечимыми.

Затем в детской ребенок начинает познавать себя и окружающий мир; в ней он встречает первый поцелуй матери, первую ласку и любовь других близких ему лиц. Здесь, следовательно, зажигается тот огонь, та Божья искра, которая соединяет близких людей в одно целое, в один союз - в будущую семью, а она составляет одну из ячеек государства. Если так велика роль детской, если в ней совершаются такие таинства, такие операции, которые закладывают, так сказать, века, то просвещенные и серьезно любящие родители должны употребить все усилия для того, чтобы эта святая святых соответствовала основным требованиям гигиены и психики. (...)

Пятое письмо

Ребенок в деревенской и в городской квартире

Но вот наш новорожденный превратился уже в отрока. Он давно бросил свою детскую, в ней стало ему тесно, его потянуло в мир, к обществу, в соседние комнаты, к старшим членам семьи. (...)

_________