Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 75

Большое влияние на развитие детей оказывает и то место, где живут родители: город или деревня. Исследователи детства находят, что деревня влияет благоприятнее на развитие детей, чем город. По-видимому, последнее обстоятельство зависит не только от того, что жизнь в деревне ближе к природе, проще, гигиеничнее, но и стоит в связи с темпом городской и деревенской жизни. Быстрая смена впечатлений городской жизни, часто мало понятных ребенку, приучает его поверхностно скользить по всему взглядом, ни над чем не останавливаться и не задумываться; наоборот, спокойная деревенская жизнь, хотя дает и не много впечатлений, но приучает над ними задумываться. Запас реальных впечатлений у горожанина, как показывают опыты, меньше, чем у его деревенского собрата. Последний, работая с отцом в поле, ухаживая дома за сестренкой или уезжая на ночь в поле пасти лошадей, накопляет богатый запас знаний и обогащается целым рядом таких переживаний, которые совершенно недоступны его городскому сверстнику. На громадное воспитательное значение участия ребенка в работе взрослых давно уже обратила внимание педагогика. (...)

Большинство врачей-гигиенистов указывают на неблагоприятное влияние школы на физическое развитие ребенка. Школа не только предрасполагает иногда детей к заболеванию, надламывая их небольшие силы непосильной работой, она сама создает болезни, которые поэтому и называются школьными. Сюда относятся: близорукость, сколиоз (искривление позвоночника) и нек. др. Плохое влияние школы на физическое развитие ребенка тем сильнее, чем раньше он попадает в училище и чем неблагоустроеннее школа. Но и хорошая школа с большим количеством света, воздуха, с образцовыми партами, даже с душами и т.п. не обеспечивает еще вполне благоприятных условий для правильного развития ребенка, если учитель мало знаком с законами физического развития и правилами гигиены. Мы видим, что учителя довольно часто не знают, какие физические упражнения могут быть допущены в известном возрасте, какие должны быть строго запрещены, какие опасны для нежных и слабых мускулов ребенка, не умеют точно определить насколько хорошо ребенок видит с того или другого места в классе и все ли он отчетливо слышит. (...)

Школа упорядочивает душевные переживания ребенка, помогает ему заложить основы для построения миропонимания, выяснить свои силы и призвание и тем самым подготовляет его к дальнейшему саморазвитию. Значение школы обуславливается тем, что она влияет на ребенка планомерно и систематически, а не случайно и беспорядочно, как окружающая среда, и тем будет сильнее, чем с большим пониманием детской души и с сознанием важности своей миссии подойдет учитель к ученику. (...) Все дело, по-видимому, в том, как поставлена школа, достаточно ли ясно понимает она свои воспитательные задачи и умеет ли их осуществить. В этом  отношении, именно в широте понимания воспитательных задач школы, как мне много раз приходилось убеждаться в беседах по этому поводу с народными учителями, начальная школа стоит гораздо выше своей старшей сестры - средней школы, где учителя чаще являются не воспитателями, а  чиновниками, равнодушно отбывающими неприятную повинность задавания и спрашивания уроков. Что же касается уменья осуществлять задачи школы, то здесь, хотя учителя средней школы и оказываются более подготовленными, чем учителя начальной, все-таки едва ли они стоят выше последних. Уменье обуславливается, с одной стороны, талантом, внешним выражением которого служит любовь к своему делу, призвание к нему, увлечение им; с другой - понимание природы того материала, с которым учителю приходится имеет дело, именно души ребенка. (...)

Таким образом, как не велико значение природных задатков, приносимых индивидуумом с собою в свет при рождении, они не могут обнаруживаться иначе как под влиянием возбуждений, идущих со стороны окружающей среды: природы и людей, семьи и школы. Мы должны согласиться с проф. Сёлли, что “даже небольшая разница в окружающей среде должна иметь определенные последствия“, и поэтому постараться изучить те влияния, которые оказывали действие на ребенка раньше, и позаботиться о том, чтобы в школе эти влияния всегда были выгодными и благотворными для его духовного развития.

Глава 7. Внушение как фактор воспитания

          Одним из могучих средств естественного самовоспитания ребенка является подражание, обусловливаемое инстинктивным стремлением ребенка походить на других, приспособляться к окружающей среде. Это стремление к подражанию, дающее, между прочим, начало детским играм, имеет большое значение в деле воспитания. (...) Оно делает ребенка способным к восприятию того, что было достигнуто прежними поколениями путем упражнений. Оно является, таким образом, носителем непрерывной и, следовательно, постоянной возрастающей культуры. Наконец, открывает нам возможность понимать душевные состояния других и наши собственные.

          Как ни велико, однако, значение в деле воспитания подражание, нельзя ограничивать все воспитание только подражанием. Дело в том, что ребенок подражает как хорошему, так и плохому. Он усваивает и хорошие, и дурные привычки. Последние даже чаще хороших, так как недостатки родителей находят хорошо возделанную почву в природной организации ребенка, в полученных им от родителей наследственных предрасположениях. (...)

Очевидно, необходимо, с одной стороны, стараться окружать ребенка, по возможности, хорошими примерами для подражания, с другой - заботиться о развитии у него критического отношения к окружающим явлениям, умения самостоятельно разбираться в том, что заслуживает подражания, что не заслуживает. Мы можем или внушать ему (словом или примером) те или другие желательные для нас поступки, или убеждать его в разумности и целесообразности того или другого поведения.