Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 85

Он должен внушить интерес к пользованию этими средствами и стремление к самостоятельному приобретению при их помощи дальнейших знаний. В средних классах задача учителя сводится к сообщению тех элементарных сведений, которые необходимы для понимания науки и ознакомления с теми методами наблюдений и некоторыми опытами, без которых невозможно изучение природы. В старших классах уроки в современном их значении могут быть уничтожены вовсе и заменены самостоятельными практическими занятиями по всем отраслям знаний.

Такая постановка дела будет соответствовать намеченным выше задачам и удовлетворять умственным запросам детей, развивая в них интерес и привычку к умственному труду, давая им возможность самостоятельно приобретать знания.

И все это не лишает педагогов и руководителей школы возможности, на основании знакомства с детскою природою и собственных возможностей, создать программу предстоящих занятий в школе. Они только не должны забывать, что эта программа необязательна ни для них ни для учеников и подлежит постоянной переработке на основании жизни школы и запросов учащихся. И каждый год, каждые полгода на общих совещаниях педагогов будут сообщаться эти поправки и складываться в сокровищницу школьного опыта, входить в программу возможных и плодотворных занятий, значение которых будет выясняться таким образом на самом опыте.

Постараемся теперь набросать, хотя [бы] в общих чертах, план занятий младшего отделения школы.

Посмотрите на здорового и развитого ребенка в его домашней обстановке, по сравнению с взрослыми, - это сама жизнь, сама деятельность. Едва на минуту присядет он в час, он всегда на ногах, всегда занят. Он не оставляет без внимания ничего окружающего, его ноги всегда в движении, его руки заняты работой, - ведь игра для ребенка - та же работа, то же занятие. Работа есть произведение полезных (т.е. удовлетворяющих желаниям людей) или приятных вещей, а карточный домик так же полезен и приятен ребенку, как красивая дача, построенная архитектором. Голова ребенка также не без дела: его фантазия, т.е. высшая умственная способность, давшая нам величайшие литературные произведения и научные гипотезы, постоянно в работе, он окружает себя миром воображаемых существ, тех самых, создавать которые мы, взрослые, уже не умеем, но потребность в которых у нас не менее сильна. Для удовлетворения ее мы принуждены создавать дорого стоящие театры, прибегать к художественной литературе. Ребенок всегда в театре, да еще в качестве главного актера. И вот этой-то и свободной и живой жизни, этому планомерному развитию деятельной способности, творчества и воображения кладется безжалостный конец с того момента, как ребенок переступает двери нашей современной школы. Из архитектора он насильно превращается в каменщика, из творца великих для него произведений - в месильщика глины для чужих, непонятных и неинтересных, построек, из первого актера - в того скучающего обывателя, который стоит перед кассой театра в ожидании своей очереди и еще не знает, получит ли он билет, допустят ли его когда-нибудь воспользоваться, хотя [бы] издали, в качестве зрителя, плодами той муки и того труда, которые он несет сейчас. (...)

Пусть же школа создаст для ребенка условия, при которых все его способности, стремления могли бы развиваться так же свободно, как развивались они на воле, дома. Мало того, школа должна дать ему больше, - дать то, чего не может дать семья в домашней обстановке.

И пусть он, придя в школу, сохранит свое право двигаться, бегать, рассматривать все комнаты, все интересные предметы, которые найдет в них, пусть расспрашивает об их значении, пробует ими пользоваться. В школе он найдет и знакомые предметы, книжки с картинками, он встретит там товарищей, с которыми захочется побегать, поиграть. И пусть бегает и играет до тех пор, пока это ему не надоест.

Он встретит там учителей и учительниц и кое-кого из родителей. Ему нужно несколько дней, чтобы привыкнуть к этим чужим людям. Дети знакомятся скоро, но когда они узнают этих людей, когда поймут, что ласковые и добрые “дяди” и “тети” присутствуют тут для них, что они готовы всегда беседовать с ними, рассказывать им сказки и другие интересные вещи, играть с ними, - они затормошат их, они станут ходить за ними в виде длинного хвоста, станут обращаться к ним с миллионами вопросов. И как интересная книжка, страница за страницей, станут развертываться перед педагогами эти маленькие души со всеми их стремлениями, порывами и интересами. И вот с этого момента и должна начаться планомерная деятельность намеченного ими плана. Когда наступит этот момент? Может быть, через 2 - 3 дня, а может быть, через 2 - 3 недели. Только опыт первого года может дать довольно точный ответ на этот вопрос.

И вот только тогда педагог может предложить учителям и ученикам то или другое занятие или общую игру. В жизни ребенка ценность того и другого равносильны, и правильное его развитие требует присутствие того и другого.

В основу занятий на этой ступени (да и на всех последующих) должен быть положен труд, т.е. целесообразные усилия, направленные для произведения какого-нибудь предмета или для достижения какой-нибудь близкой, ясной для детей цели.

Труд должен сменяться отдыхом и развлечениями, которые также могут быть физическими (подвижная игра) и умственными (напр., сказка или рассказ учителя).

Вот эта смесь видов труда и развлечений, необходимая для того, чтобы дети не утомлялись и все время с интересом относились к работе, и составит содержание ежедневных занятий.

Порядок этих занятий устанавливается постепенно, по мере того, как выясняются желания и вкусы большинства учащихся. Но, раз установившийся, он скоро привьется, и дети сами будут дорожить им и охранять его. Предвкушение приятной игры или любимого занятия часто только усиливает интерес к ним, подобно тому, как дети откладывают самую вкусную конфетку, чтобы съесть ее последней.