Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 44

Ребенок понятлив. Он быстро обращает внимание на ясно выраженное замечание. Его логика часто подсказывает ему естественный закон, освобожденный от второстепенных условностей. Об этом свидетельствуют известные “затруднительные” его вопросы. Да, он незнаком с предрассудками. В его слове, в его мысли менее убожества, чем в словах и мыслях большинства взрослых. Он обо всем говорит непринужденно, и с этой стороны пленительная нескромность детей должна бы служить уроком и укором для тех, которые представляют ему известные акты, как постыдные и унизительные, и тем самым наводят его на дурные мысли.

Ребенок - энтузиаст. Правдивое и искреннее слово всегда найдет в нем отклик. Он отвечает на призыв и с необыкновенною готовностью поддается увлечению.

Ребенок сообщителен. Он постоянно ищет общения с другими. Он стремится быть понятым, ищет поддержки. Речь его постоянно прерывается словами: “Да? Правда?” Он умеет применять свою речь к характеру собеседника; удивительное чутье подсказывает ему, как надо выражаться. Одну и ту же историю он расскажет вам на сто ладов, смотря по тому, кто будет его слушать.

Очевидно, что большая часть недостатков в умственном развитии детей прививается зловредным воспитателем. Странно слышать, как взрослые обвиняют детей в недостатках, приобретенных в их же обществе, или говорят, что дети лишены качеств, естественному развитию которых помешали эти же окружающие ребенка люди.

Каким образом делают детей тупо верующими или легковерными? Отвечая на их пытливые “почему”, что есть вещи, в которые нужно слепо верить, к которым надо применяться, и преступно изображая их в страшном виде, запугивая юную детскую мысль, одурачивая и обманывая детей.

Каким образом делают детей поверхностными? Представляя им самые простые явления с такой странной и мало понятной стороны, что они теряют привычку исследовать действительность и становятся неспособными к наблюдению.

Каким образом делают детей властными, упрямыми, нетерпеливыми? Усиленно навязывая им готовые идеи, представляя им их собственные или чужие мысли, несогласные с навязанными, как нелепые и вредные.

Как делают детей безучастными? Говоря с ними непонятным языком, отказываясь рассуждать с ними о том, что их интересует, принуждая их к такой умственной работе, которую они не могут полюбить.

Но, скажут, вы впадаете в противоположную крайность: вы наделяете детей всевозможными достоинствами. Нет, мы знаем, что в ребенке заключается возможность зла, как и добра. Но так как итоги воспитания зависят от тех воздействий, которым подвергается ребенок, то главная наша забота - дать возможность проявиться во всей их силе зародышам добра. Счастливая и свободная жизнь тяготеет к добру. Всякое существо, имеющее возможность развиваться свободно в благоприятной обстановке, будет жить наилучшим образом. Зло порождается мучением и насилием. Поэтому, желая дать ребенку возможность наилучшей жизни, мы имеем основание вполне положиться на его добрые наклонности и позабыть о дурных. Поэтому же мы в праве и нападать на тех, которые столь легкомысленно обвиняют ребенка.

Быть может, возразят, что мы ничего не предпринимаем для подавления дурных наклонностей; они должны сказаться. Пусть. Но они проявятся в такую пору, когда опасность будет не столь велика, когда человек в состоянии будет сам с ними справиться. А тем временем мы должны приложить все старания к тому, чтобы отвратить обстоятельства, благоприятствующие развитию недостатков, и сделать все возможное для упрочения положительных качеств. Как раз это самое мы и осуществим, представляя ребенка влиянию подходящей для него и здоровой среды. (...)

Наоборот, путь свободного развития строго согласен с естественным законом , т.е. с законом перехода от эгоизма к самому возвышенному альтруизму. Какого же рода нравственное воздействие окажет подобная свобода на маленького ребенка? Чтобы понять это, надо представить себе его среди других детей, свободных, подобно ему, под влиянием товарищей всякого возраста и под прямым воздействием жизни.

Кроме того, следует помнить, что ребенок - существо слабое и неустойчивое, что дико требовать от него безусловной правильности в поступках. Хотя последнее всеми признается, но по странному противоречию ребенка, нарушающего данные приказания, наказывают, т.е., создавши зло, подвергают ему ребенка, хотя заранее знают, что он не устоит, а когда ребенок поддается искушению, соглашаются, что это вполне извинительно, и тем не менее наказывают его. И все это творится под предлогом нравственного воспитания. Можно еще понять, как подобные вещи терпятся, но нельзя понять заблуждения, доходящего до признания разумности.

Мы же не станем упрекать ребенка ни в эгоизме, ни в ошибках, из него вытекающих, а предоставим дело естественным воздействиям и станем выжидать постепенного улучшения. Природа, работающая медленно, не терпит ни приказаний, ни принуждений. Грубое вторжение в ее дело только уничтожает ее благодетельное влияние да к тому же и вполне бесполезно. Рано или поздно природа вступит в свои права и будет продолжать во что бы то ни стало свой прерванный медленный путь.

Вспомним, что ребенок должен быть тем, чем некогда был человек в нравственном отношении. Это научит нас, как мы должны обращаться с ним, избавит нас от нетерпения, от раздражительных нападок, от гнева, ребенка же избавит от страданий, от нравственного уродства. (...) Для ребенка потребность все относить к самому себе есть лишь благотворная необходимость. Эгоизм есть отправная точка, состояние существа, еще не вступившего в соприкосновение с внешним миром.