Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 76

          Таким образом, существуют два основных средства воспитания: внушение и убеждение. Очевидно, что чем моложе ребенок, тем труднее его в чем-нибудь убедить, доказать ему что-нибудь разумными доводами, подействовать на его дремлющий, мало способный к логическому, отвлеченному мышлению рассудок, тем больше он поддается внушению, тем значительнее роль внушения в воспитании. И действительно, не только в семейном, дошкольном воспитании внушение играет большую роль, им пользуетесь вы на каждом шагу и в школе. Поэтому необходимо ясно понимать психологическую природу внушения.

Что такое внушение как средство воспитания и какова его психологическая природа?

Чтобы понять явление внушения, надо припомнить, что все наши психические переживания обыкновенно разделяются на сознательные и бессознательные. Когда я говорю вам и вы стараетесь понять то что я говорю, сопоставляете сказанное со своими прежними мыслями по этому поводу, соглашаетесь со мною или не соглашаетесь, предполагаете задать после лекции вопрос и т.д., все это вы переживаете вполне сознательно, отдавая себе ясный отчет во всем происходящем и вокруг себя, и в вашей душе, но в то же время вы заводите часы, перелистываете свою тетрадь, свертываете ее в трубку, рисуете что-нибудь на ней или на парте, за которой сидите, пишите на ней фамилию лектора (посмотрите, сколько надписей сделано на партах) и т.д., все это делаете совсем или почти бессознательно. (...) Круг таких бессознательных или, вернее, подсознательных действий у нас довольно значителен. Мы ходим, пишем, читаем, разговариваем, одеваемся, совершенно не думая о тех движениях, которые при этом должны быть выполнены. Это, конечно, хорошо, так как поле нашего сознания очень узко, мы не можем одновременно думать о многих вещах. (...) Не задумываясь над начертанием букв и правилами орфографии как дети, мы всецело сосредоточиваемся на содержании того, о чем пишем. (...)

Самую типичную форму внушения мы имеем в гипнозе, когда сознание почти замирает. Тогда критическое отношение к внешним впечатлениям исчезает и загипнотизированный начинает смотреть на все глазами гипнотизатора и слушать его ушами. (...)

Внушение может происходить наяву под влиянием временного потемнения сознания в силу различных причин и под влиянием привычки бессознательно относиться ко всем внешним впечатлениям, без контроля и критики. Поэтому оно играет большую роль в жизни взрослых и тем большую, чем меньше у него убеждений, чем слабее его воля. (...)  

Если сила внушаемости прямо пропорциональна несформированности личности, то, очевидно, она должна играть очень большую роль в жизни детей. Так оно и есть на самом деле. Дети удивительно легко (чем моложе, тем легче) поддаются внушению. Им гораздо труднее доказать какую-нибудь мысль, чем ее внушить. (...)

Они [дети] легко делаются жертвою и самовнушения. (...)

Самовнушение имеет очень большое значение в школе. Вы часто встречаете детей, которые перестают учиться только потому, что их сознанием вполне овладела внушенная им со стороны или выработанная самостоятельно мысль о том, что они малоспособны. Другие дети не борются с недостатками своего поведения, так как всецело находятся под гипнозом мысли о своей неисправимости.

На громадную роль внушения в детстве раньше учителей обратили внимание врачи, рекомендовавшие внушение как средство воспитания отсталых детей. Потом они же оценили его значение и при воспитании нормальных. “Добрая часть педагогики, - по мнению Фореля, - покоится на правильно понятом и выполненном внушении”. (...) К сожалению, не всегда достаточно ясно сознается это учителями, которые иногда карают детей за те поступки, которые внушены ученикам ими самими. Чаще всего это происходит от недостаточно ясного различения положительной и отрицательной формы внушения. Если я говорю: “Посмотри на потолок”, - или, ничего не говоря, начинаю сам смотреть на потолок, это положительная форма внушения, если же я говорю: “Не смотри на потолок”, - это отрицательная форма внушения. С первого взгляда кажется, что это две совершенно различные формы, но это иллюзия. С точки зрения внушения почти безразлично - говорите ли вы ребенку: посмотри на потолок, или, не смотри; он и в том и в другом случае - посмотрит. И не только ребенок. (...) Об этом и забывают часто учителя. Приказания, выраженные в отрицательной форме и тем не менее вводящие в сознание детей известную идею, сыпятся, обыкновенно, в классе, как из рога изобилия. “Не разговаривай, не стучи ногой, не смотри в окно, не верти карандаш” и т. д. Внушая таким образом известную идею или действие, учитель потом сердится на учеников, которые будто бы не исполняют его приказаний. То же самое происходит, когда учитель перед целым классом начинает говорить о том, чего не надо делать, когда в течение известного времени фиксирует внимание их на мысли о воровстве, лжи, непослушании. (...)

Особенно часто впадают в эту ошибку учителя публично выговаривая ученикам перед целым классом за совершенные ими проступки. Представьте себе такой случай. Учитель пробирает, положим, в классе ученика, позволившего себе грубо ему ответить. Что переживают при этом товарищи? Прежде всего в их сознании вводится мысль, которая раньше, может быть, была им совершенно чужда, что учителю грубят, что учителю можно грубить. Далее, думая о проступке товарища, дети, несмотря на все рассуждения учителя, могут встать на сторону ученика, обнаружившего смелость, решительность, геройство. Ученик после этого, особенно если его накажут (с точки зрения учеников - несправедливо) действительно становится в глазах детей героем, заслуживающим подражания. (...)