Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 41

Идущая вперед жизнь все больше и больше выдвигает из культурных низов общества отдельных лиц, которые хотят учиться, хотят знать, хотят приобщиться к образованности своего времени (...) тем самым нарождается новый общественный интерес, который тоже должен найти свое удовлетворение. (...) Право на общее образование - такое же естественное право личности, как и ее право на жизнь, на свободу, на счастье, - и конечным идеалом общего образования должно быть то, чтобы оно действительно было общим всем членам каждого культурного народа.

Кареев Н. Идеалы общего образования. Изд. 2-е. - С-Пб: Тип. М.М.Стасюлевича, 1909. - С. 1-13, 16-42, 45, 76-84, 93-97, 110-115, 127.


М. Клечковский*

СОВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И НОВЫЕ ПУТИ

Часть первая. Современное воспитание

III. Нравственное воспитание

          (...) Все знают, каким опасностям подвергается масса городских и даже деревенских детей. То, что они обыкновенно видят и слышат вокруг себя, мало способствует сохранению их нравственного здоровья. Учителя и учительницы знают, с какими печальными явлениями им приходится иметь дело в школах. (...) Нам надо разобраться в деле так называемого нравственного воспитания.

          Каким образом  складывается у ребенка понятие долга? Каждый шаг ребенка, каждое проявление его воли встречает отпор в запрещении или приказании. Если он настаивает на своем, его наказывают, в случае дальнейшего упорства прибегают к физическому насилию. В конце концов ребенок приходит к убеждению, что ему нельзя делать того, что ему хочется. Но почему? Потому что этому противятся его родители и учителя, и потому что они сильнее его.

           Но раз ребенок остается один, он осуществляет свое желание, и отсюда вытекает для него очевидный вывод: можно сделать все, что хочется, лишь бы этого никто не узнал.

          Дальше в сознании ребенка выясняется, что один и тот же поступок является то предосудительным, то безразличным, то похвальным, что бывают поступки, приличные известному возрасту или известной категории лиц, и т.д.

          В конце концов в уме ребенка происходит полнейшая путаница. На его постоянные жадные вопросы: почему? ему или отвечали грубостью и угрозами, категорическим “я так хочу” или “так должно”, или же давали объяснения, поражающие своею нелепостью и вносящие только смуту в его сознание.

          Наконец, ребенок уже перестает понимать, что запрещено, что позволено, что хорошо, что дурно. Одна только мысль выделяется и укрепляется в его сознании: позволено все, то что удается сохранить в тайне. (...)

          Школа ставит, себе задачей дисциплинировать детей...

          Направление современного нравственного воспитания характеризуется одним  словом “послушание”, послушание везде и во всем. От ребенка не требуется, чтобы он обсуждал свои поступки. Если он начнет их обсуждать, то, пожалуй, поступит как раз наоборот предписаниям. Но так как всякому человеческому существу свойственно мыслить и рассуждать, так как и ребенок обладает этим странным стремлением искать всему причину, то, очевидно, надо выучить его слушаться. В этом смысле школа приступает к воспитанию человека, опутывая его волю мелочными предписаниями. (...)

          До чего бывают ошеломлены дети, когда им в первый раз читают знаменитые правила. Запрещается то-то и то-то... Они не понимают, почему. Но дома им твердят: “надо слушаться, надо исполнять все приказания учителей”. Так как они постоянно слышат: “правила запрещают, правила требуют, правила предписывают”, то это слово “правила” западает глубоко в их умы и начинает казаться им чем-то необыкновенно внушительным и важным. (...)

Постепенно дети привыкают подчиняться правилам, начинают вести себя тихо и сидеть неподвижно. Но наставник с грустью замечает, что все еще нет настоящей дисциплины и порядка. Время от времени природа берет свое и протестует. Тогда на сцену являются выговоры, наказания и награды, - весь арсенал развращающих средств для водворения порядка.

Итак, школьная система построена исключительно на послушании. Но слово это часто употребляется в различных значениях: в смысле разумного согласия и в смысле слепого подчинения.

Этот последний вид послушания не может считаться качеством человеческим; животное слушается; человеку незачем       слушаться, ему свойственно понимать смысл своих поступков и обстоятельства, их вызывающие. (...)

Мы говорим о воспитании, которое должно задаваться одною целью: дать возможность развиться всем силам и способностям человека.

Воспитатель не должен никогда терять из виду идеала, хотя бы он даже казался недостижимым; тогда только его усилия будут направляться к лучшему, а не к худшему. (...)

Основой воспитания является развитие воли; тем самым устанавливается самое содержание нравственности. Генезис ее есть прежде всего генезис воли.

Ребенок как существо мыслящее и хотящее носит в себе зародыш нравственного развития - волю. При помощи одного этого элемента разумное воспитание способно сделать из ребенка вполне нравственное существо. Но, что же делает современное воспитание? Его главное стремление - разбить эту волю, всеми силами помешать ее проявлению и заменить поступок волевым поступком предписанным.

Если бы даже школьная жизнь не противоречила другим законным требованиям, все же одно уже то вносило бы в нее расстройство и вред, что внутренние побуждения у детей заменяются внешним давлением.

Действие предписанное нисколько не привлекательно. Ребенок выполняет его механически, равнодушно. Наоборот, запрещенное действие обладает притягательной силой, именно благодаря запрещению, которое имеет безнравственное значение, и вызывает непослушание. Чувство страха может удержать ребенка с вялой натурой от совершения запрещенного, но в этом не будет никакой нравственной заслуги. Натуру энергичную запрещение ведет к хитрости или сопротивлению. В последнем случае действие определяется волей, но в нежелательном смысле, так как для ребенка исчезает возможность разобрать, хорош или дурен поступок сам по себе. Наконец, в силу тех же причин действие предписанное вызывает отвращение.