Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 28

Вступление

(...) Освобождение ребенка и доставление освобожденному ребенку всех положительных данных для развития его своеобразной индивидуальности, его свободной личности, для раскрытия и наиболее полного развертывания всех дремлющих в нем творческих сил жизни - такова та идеальная цель, к осуществлению которой должна стремиться школа и степенью и размером осуществления которой только и может измеряться высота самой школы. Идеальная школа будущего будет школою свободного ребенка и в этом отношении она будет глубоко отличаться от школы прошлого и от школы настоящего времени.

В книге “Как создать свободную школу?” мною была сделана попытка подробно охарактеризовать эту идеальную школу, названную мною там “Домом Свободного Ребенка”. (...) Школа будущего будет создаваться при участии самих детей, и чем шире будет это участие, чем больше будет их активная творческая роль в строительстве самой школы, тем школа будет свободнее и совершеннее. (...)

Идеальное воспитательное и образовательное учреждение, которое я называю “Домом Свободного Ребенка” (...) своею исходною точкою будет брать развитие воли путем свободного действия и путем самостоятельного творчества, потому что воля является центральным фактором душевной жизни, благодаря которому вся эта жизнь получает единство и гармоническое развитие, и вместе с тем является венцом и высшею точкою развития душевной жизни. Только заботы о нормальном развитии воли могут обеспечить наиболее полный и здоровый рост и развитие и интеллекта, и чувства, и вообще всех других сторон в душевной жизни личности. (...)

I

(...) “Дом Свободного Ребенка” не учебное заведение, это - вос-питательно-образовательное учреждение (...), так как (...) на первый план выдвинуто воспитание, имеющее в виду цельную личность человека, причем интеллектуальное образование, или учение, входит сюда только как часть, как второстепенный и подчиненный элемент. (...)

II

На  “Дом Свободного Ребенка” мы должны смотреть как на маленькую педагогическую общину, состоящую из детей, руководителей и родителей, - общину, которая стремится в своем строе возможно более приблизиться к типу идеального общества, которая стремится возможно полнее осуществить в своей жизни идеи свободы, братства и справедливости, так как чем полнее будут осуществлены эти идеи, тем более благоприятной средой в воспитательном и образовательном отношении будет являться та община, которую мы назвали  “Домом Свободного Ребенка”. (...)

Под словом “община” я понимаю общность дела. Везде, где группа людей соединяется сознательно для одного общего дела, мы имеем общину, причем от характера этого дела и от широты захватываемых им сторон жизни зависит характер и широта самой общины. (...)

“Дом Свободного Ребенка” я назвал педагогической общиной, то есть такой общиной, которая является свободным соединением членов ее для общего всем им педагогического дела, т.е. дела воспитания и образования. Чем яснее каждый из членов будет сознавать, в чем заключается это дело, тем деятельнее он может работать над созданием, поддержанием и дальнейшим развитием общины, тем прочнее будет сама община и тем более благотворное влияние она будет иметь на своих членов.

Надо стремиться поставить дело таким образом, чтобы даже самый маленький ребенок чувствовал себя членом общины и чувствовал, что от его деятельности зависит преуспевание и развитие общины. Надо приложить все усилия к тому, чтобы каждый ребенок, входящий в  “Дом Свободного Ребенка”, ясно и отчетливо понимал, что это за учреждение и зачем он сюда приходит. Чем яснее для детского сознания будет поставлена цель учреждения “Дома Свободного Ребенка”, тем правильнее и быстрее, без всяких уклонений в сторону, будет развиваться и само это учреждение. (...)

Мы ему [ребенку] скажем, что он пришел сюда для того, чтобы жить здесь полною жизнью, что он пришел сюда для свободного труда, для свободной игры, для свободного общения с своими товарищами и с теми взрослыми, которые могут с ним поделиться своими знаниями и вообще теми духовными сокровищами, которыми они располагают, для свободного искания истины, путем самостоятельного занятия наукой, для свободного воплощения красоты, путем самостоятельной работы в области художественного творчества, и для свободной работы над самим собою и над той маленькой общиной, в состав которой он вступил, чтобы и он и эта община становились все выше в нравственном отношении, лучше и совершеннее. (...)

С целью пробуждения у детей сознательного отношения к “Дому Свободного Ребенка” и все большего проникновения  их той мыслью, что “Дом Свободного Ребенка” - педагогическая община, что они - дети - равноправные члены этой общины, наравне со взрослыми (родителями и руководителями), что они - маленькие творцы тех форм жизни, которые создаются в этой общине, - большую роль играют детские собрания, а также и общие собрания всех членов “Дома Свободного Ребенка”, и взрослых и детей.

Надо только обращать внимание на то, чтобы в этих собраниях возможно меньше было внешнего, показного, чтобы они были свободным, искренним и вдумчивым обсуждением вопросов жизни. Придание собраниям такого характера, конечно, будет зависеть в очень сильной степени от педагогического такта взрослых руководителей “Дома Свободного Ребенка”. (...)

Чтобы быть идеальной в воспитательном смысле этого слова общиной, “Дом Свободного Ребенка” должен охватывать по возможности все стороны жизни человека. Следовательно, он не должен быть только местом учения, но [и] местом жизни, он не должен быть только школой, он должен быть также мастерской, местом производительного физического труда и местом полного удовлетворения всех общественных, эстетических, нравственных и других запросов ребенка. “Дом Свободного Ребенка”, если даже он возникает и в городе, должен представлять из себя маленькую хозяйственную единицу, и дети должны принимать деятельную роль в ведении хозяйства в нем. Он должен также представлять и маленькую трудовую ассоциацию, в которой как дети, так и взрослые несут тот или другой труд на пользу всей общины, причем в этом труде значительное место занимает труд физический, столь необходимый, наряду с умственным трудом, для цельного и гармонического развития ребенка. В этом общественно необходимом производительном труде, исполняемом для всей общины, каждый принимает участие в меру своих сил, способностей и уменья. (...)