Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 23

          Таким образом, наряду с обменом мыслей, делающим возможным развитие объективного знания, всегда существует обмен чувств или эмоций, делающий возможным развитие деятельной симпатии или активного альтруизма. Если бы не было обмена чувств, человек никогда бы не вышел за пределы узкого одностороннего эгоизма. Активные альтруистические чувствования, деятельная симпатия рождаются на почве той формы психического взаимодействия, в которой играет роль сознательная творческая воля, и представляют такой же социальный продукт, как и объективное знание. Вместе с расширением круга этой формы психического взаимодействия растет и деятельная симпатия, и пределы этому развитию указать так же трудно, как трудно указать пределы для развития объективного знания. Симпатия к непосредственно близким людям, окружающим данную личность, стремится постепенно расшириться на все больший и больший круг людей. (...) Благодаря обмену чувств человек может неизмеримо расширить свою личность в эмоциональном отношении: его жизнь делается многосторонне и богаче, потому что он становится участником эмоциональной жизни других людей все в более и более широкой степени.

          Наконец, наряду с обменом мыслей и чувств идет и делается, благодаря им, возможным обмен желаний, хотений и идеальных стремлений. Можно не только передумывать мысли других людей, можно не только переживать волнующие их чувства, - можно также их волю сделать предметом своей воли, их желания своими желаниями, их идеалы своими идеалами. И сделать это не в смысле пассивного подчинения воле других, а потому что воля, желания и идеалы других согласуются с лучшими нашими творческими стремлениями, являясь их расширением, завершением и дополнением. (...) Благодаря этой форме психического взаимодействия, о которой мы говорим теперь, мотивами, двигающими человеческую волю, могут быть не только личные желания, но и справедливые желания других: я могу сознательно и свободно хотеть, что хотят другие, и хотеть этого для них, а не только для себя.

          Таким образом становится возможной общая воля, общие желания, общие идеалы и общественная деятельность, направленная на их осуществление. И эта общая воля создается не на почве подчинения одной части людей другим, но ее основанием служит признание ценности за каждою индивидуальною волею, входящей в ее состав. Продуктом обмена мыслей было объективное знание, продуктом обмена чувствований была все шире разрастающаяся активная симпатия; подобно этому продуктом обмена в области воли будут общечеловеческие стремления и объективный, коллективный, урегулированный труд для их достижения. (...)

VII. Характеристические черты среды,

наиболее благоприятной

для нравственного развития ребенка

          (...) Только главным образом на почве психического взаимодействия могут создаться те могучие светлые активные идеи и чувства, которые обусловливают развитие в ребенке нравственной воли. Взаимодействие между ребенком и природой или материальной обстановкой только косвенно и только при посредстве психического взаимодействия может получить нравственное значение. Оно может послужить школой для развития воли в ребенке, для расширения его сознательной творческой активности, но направить эту волю на те цели, которые составляют содержание нравственности, направить эту активность на преобразование реальной жизни сообразно с высшим нравственным идеалом  может только одно психическое взаимодействие. Все, что затрудняет возникновение широкого психического взаимодействия между ребенком и окружающим его миром людей, - все это тормозит в нем выработку нравственной воли, и все подобные явления в окружающей среде должны быть признаны безусловно вредными для ребенка в нравственном отношении. Помешать действию подобных явлений - изменить так среду, в которой приходится жить ребенку, чтобы эта среда пробуждала в нем мысли, чувства и желания, которыми питается и на которых основывается в человеке нравственность, составляет великую задачу, лежащую на воспитателе.

Итак, первое и самое главное, что среда должна допускать и допускать в возможно более широких размерах, это - установление всестороннего психического взаимодействия. Но главный вопрос в том, на какой почве происходит само это психическое взаимодействие -  на почве ли психологического автоматизма или сознательной творческой активности. (...)

Чем более в человеке господствует психологический автоматизм, тем более он находится во власти и под влиянием внешних условий, тем большую роль играет среда в качестве определителя и направителя его будущей деятельности. Наоборот, чем более в душе человека господствует сознательная, творческая активность, тем более он в состоянии сопротивляться всем враждебным влияниям среды, идущим в разрез с развитием и совершенствованием воли, т.е. с ее стремлением стать нравственной, любящей, бескорыстной волей. Тем более также он в состоянии пользоваться в окружающей среде каждым благоприятным случаем, от которого может выиграть в нем рост и развитие этой нравственной воли.

Первоначально, в первые годы детства, сознательная творческая активность в ребенке еще очень слаба, психологический автоматизм играет в его жизни сравнительно еще слишком широкую, можно сказать, поглощающую роль. Имеет особенно важное значение заботливый уход за этой творческой активностью. Она составляет самую лучшую точку опоры для дальнейшего твердого и прочного развития в ребенке нравственности, когда он станет впоследствии взрослым человеком. Надо дать ей полный простор для действия, полную свободу обнаружения, чтобы она таким образом упражнялась, развивалась, окрепла и получила, как можно скорее, в личности господство над автоматическими процессами.