Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 105

“Проследить за тем, как проявляются и видоизменяются болезненные зачатки под влиянием различных условий в жизни ребенка, как эти зачатки усиливаются под влиянием одних условий и, наоборот, понемногу уменьшаются и исчезают под влиянием других условий, - это значит наметить основы психической гигиены воспитания”. (...)

Особенно много внимания д-р Рахманов уделяет рассмотрению возбудителей нервной системы, видя главную задачу гигиены душевного воспитания в том, чтобы совершенно устранить заведомо вредные возбудители, заменить их возбудителями естественными и установить известную гармонию, известное соотношение между теми и иными возбудителями. В том, чтобы “уметь дозировать количество раздражителей”, необходимых для интенсивной психической жизни, для правильной деятельности души ребенка, в том, “чтобы ребенок получал необходимое ему количество нормальных здоровых возбуждений, чтобы отнюдь не подвергался действию ненормальных или чрезмерных возбудителей”, - г. Рахманов справедливо видит насущнейшую задачу воспитания.

Совершенно должен быть отвергнут из области воспитания страх, устрашение, обличенное в форму наказания, как возбудитель, - это возбудитель, разрушающий душу, волю, ум, чувство ребенка. “Страх подобен сильному яду. В очень малых дозах он возбуждает; в дозах же побольше он парализует и убивает. Никогда не следует в деле воспитания прибегать к этому сильно действующему средству”.

Эмоции (страх, гнев, радость и т. д.), переходя на степень аффектов, чрезвычайно вредно отражаются на личности человека, разрушая ее, и тем более надо стремиться изгнать аффекты из воспитания. Между тем “к помощи аффектов в деле воспитания прибегают чрезвычайно часто; особенно к аффекту страха, начиная от простого запугивания наказанием за грехи, гневом Бога, дьяволом и кончая жестоким телесным наказанием”...

Признавая, что только упражнение и привычки служат к прочной организации психической жизни личности, д-р Рахманов уделяет много внимания рассмотрению вопроса о внушении в воспитании. Внушение как воспитательное средство до сих пор признается еще многими. Л.Н. Толстой приходит даже к заключению в своих педагогических статьях, что все воспитание есть не что иное, как бессознательное внушение. (...)

Д-р Рахманов, кладя во главу угла своей работы личность и ее свободное развитие, памятуя постоянно о благе личности как главенствующей задаче воспитания, относится к применению внушения в воспитании с величайшей осторожностью.

“Имея дело с детьми, - пишет он, - надо хорошо помнить об их огромной способности к внушаемости. Если внушенная идея гармонирует с душевным складом ребенка, то она не производит разлада в его личности, и эти случаи дали повод некоторым психологам (Тома, Гюйо) горячо защищать внушение в деле воспитания. Однако не надо забывать, что могут быть и обратные случаи, когда внушенные идеи не гармонируют со свойствами всей личности и потому нарушают ее единство, влекут за собой разлад и могут быть причиною психоза, например тяжелой истерии. Внушая детям ту или другую идею, разве могут быть уверены воспитатели в том, что она не ворвется в душу резким диссонансом? Надо быть до легкомыслия самонадеянными, чтобы думать, будто бы душа ребенка так хорошо известна воспитателю, что подобной ошибки не может случиться, и, кроме того, процесс вырабатывания собственных идей и есть акт творческой мыслительной деятельности души, который представляет саму суть ее жизни. Кто же может красть у ребенка эту наиболее важную сторону его жизни и навязывать ему свои идеи и мысли?”

Исходя из этих соображений, д-р Рахманов признает, что в воспитании внушение “можно, пожалуй, еще допустить, как лечебное средство, но и то с величайшей осторожностью, лишь в руках врачей-специалистов”.

Но сильнее внушения сознательного, преднамеренного, внушение бессознательное, - внушение семьи, товарищей, родных, прислуги и т. д., внушение, определяемое теми или иными интересами, взглядами, профессией, характером, степенью здоровья или болезни окружающих ребенка людей. Тут “дело воспитателя оградить ребенка от нежелательного внушения”, пробуждением мысли и воли в ребенке оградить его от бессознательного подчинения внушению других людей, могущего вредно отразиться на личности ребенка.

Резюмируя основные выводы своей работы, д-р Рахманов намечает следующие “основные задачи здорового воспитания”:

“Во-первых, надо стараться о том, чтобы не нарушать гармонического единства развивающейся личности ребенка. Во-вторых, надо зорко следить за тем, чтобы ребенок имел достаточное количество нормальных, здоровых раздражителей и чтобы он отнюдь не подвергался действию раздражителей чрезмерных, нездоровых. В-третьих, надо приложить все меры к тому, чтобы ребенок был окружен здоровой психической средой как со стороны людей, находящихся около него, так и со стороны книг и зрелищ, которые он читает и видит”. Тогда, и только тогда, “у ребенка создадутся сами собой здоровые привычки, если все эти основные требования здорового душевного воспитания будут удовлетворены”. (...)

Нельзя не повторить вместе с д-ром Рахмановым: “Первая задача, которую должна поставить себе современная педагогика, - это воспитание не нравственное и не умственное, а воспитание физически и душевно здорового поколения. Если в этом отношении будут выполнены все требования гигиены, то уже этим самым будет сделан громадный шаг вперед в деле умственного и нравственного воспитания подрастающего поколения, и будет много сделано для создания лучших социальных условий”.

Современная школа должна стремиться к тому, чтобы перестать быть источником душевных болезней и стать источником душевного здоровья, - это тот minimum, который она должна исполнить, если не хочет окончательно уничтожить всякий смысл своего существования.

Но в полной мере осуществить этот идеал, сделать школу источником не только физического и душевного, но и умственного, нравственного, эстетического здоровья грядущих поколений суждено иной школе, выросшей из иных начал и существующей на иных началах, чем существующая, - осуществить этот великий идеал суждено новой, грядущей свободной школе.