Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 65

Впрочем, и Толстой, и Вентцель сами опровергают себя в этом отношении, так как сами дают довольно подробные наброски будущей школы и устанавливают заранее и самым категорическим образом принципы обучения и воспитания, не дожидаясь указаний опыта, не зная еще даже обстановки этого опыта.

VIII

Итак, рассмотрение всех условий приводит нас к заключению, что при нынешней обстановке нам нечего и надеяться осуществить идеал свободного воспитания, что в зависимости от наших личных, семейных, общественных и, наконец, общечеловеческих несовершенств (в том числе и детей наших) принуждение, внешняя регламентация и наказания еще долго будут играть известную - то большую, то меньшую - роль при воспитании.

На это последователи свободного воспитания возражают: разве взрослые имеют право совершать насилие (хотя бы и в самой гуманной форме) над ребенком? Разве справедливо, чтобы ребенок отвечал за грехи нашей жизни, за грехи предков? Разве можно заставлять детей расплачиваться своими боками за недостатки учителя и т. д.? В брошюрах и статьях, посвященных проповеди свободного воспитания, постоянно встречаются подобные восклицания и возмущение по поводу якобы насильственно захваченных взрослыми прав воспитания и принуждения, и по поводу несправедливости этого. Но подобная постановка вопросов, подобное требование справедливости, если можно так выразиться, - однобокое.

В самом деле, на поставленные выше вопросы можно ответить легко тоже вопросами, посмотрев на дело с другой стороны.

Разве справедливо, чтобы родители несли на себе все тяготы современной жизни, слагавшейся веками независимо от их воли? Разве справедливо, чтобы школа расплачивалась за все грехи мира? Разве справедливо, чтобы учитель страдал за то, что семья или окружающая действительность коверкают детей? Разве имеют право дети мешать взрослым пользоваться благами жизни, пользоваться отдыхом, покоем и т. п.?

Воспитание (...) может следовать справедливости и нашим понятиям о правах настолько, насколько это позволяет необходимость, которая и в данном случае является большею частью решающим господином.

Задача же воспитателя, как и всего человечества, - приближать, насколько хватает сил, эту необходимость к справедливости. Если эта необходимость не дает мне возможности удовлетворить одновременно потребностям, влечениям моим и моих детей, то, очевидно, остается только поступиться частью тех и других и найти среднюю приблизительную величину. (...)

Итак, будем стремиться к идеалу, но не будем забывать и о железной необходимости. И чем меньше мы будем закрывать глаза перед суровой действительностью, перед вопросами возможности, тем дальше мы уйдем вперед, тем больше нам удастся приблизить необходимость к справедливости. (...)

X

До сих пор я говорил лишь с отрицательной точки зрения о проповеди и попытках применения идеи свободного воспитания во всей полноте и последовательности при нынешних условиях.

Теперь мне хотелось бы указать и на положительные заслуги наших последователей указанного направления.

Прежде всего они очень много сделали для критики существующей школы и методов воспитания, нападая на их недостатки в самом основании. (...)

Вторая заслуга - они поставили перед глазами всех тот идеал, в направлении к которому мы должны идти.

Во время работы всякому педагогу приходится постоянно сталкиваться с разными мелочами, неприятностями, незаметно уклоняться от своих принципов. Вот для «прочищения мозгов» от шелухи и накипи будничной работы такая встреча с идеалом, хотя бы только в книжке, в мечтаниях идеалистов, является очень полезной. (...)

Кроме того, многие частности, отдельные положения всей теории оказываются и теперь осуществимыми и теперь входят в практику благодаря призыву.

Есть и еще одна заслуга нового направления, и при том заслуга еще более крупная, которую никто оспаривать не может. Я говорю о распространении лучших способов преподавания, о подыскивании подходящих для детей и ценных для их развития занятий, о конкретных предложениях или описаниях лучших методов воспитания и т. д. (...)

И эта положительная работа, применимая почти для всех, не поражающая своею утопичностью, давая в руки нечто конкретное, сделает очень и очень много. Она сильнее приблизит нас к идеальному воспитанию, нежели самые горячие, самые прямолинейные общие призывы.

Давая возможность приноровить занятия к интересу, способностям и потребностям детей, эти конкретные предложения подрывают систему устрашения несравненно сильнее, нежели самые резкие протесты против нее.

Но вся положительная работа последовательней свободного воспитания, все их благотворное влияние было бы несравненно больше, если бы они не отталкивали, не обескураживали читателей своим утопизмом, своим взглядом поверх действительности. (...)

XI

Итак, разобрав вопрос о принуждении и наказаниях в теории и практике, мы приходим к следующим заключениям:

1) Школа и семья должны стремиться к изгнанию из своего обихода принуждения и наказаний, но обойтись совершенно без того и другого при современных условиях им будет невозможно.

2)  Поставив возможный minimum при данных условиях правил и требований, школа и семья должны с самого начала с непоколебимостью добиваться их исполнения.

3) Детям постепенно должна быть предоставлена возможно большая свобода выбора занятий; но полной свободы в этом отношении, так же как и взрослые, они иметь не могут.

4) Предоставив выбор занятий, воспитатели должны всеми силами настаивать, чтобы работа была доведена до конца и сделана тщательно.

5) Руководители должны подготовить детей к самостоятельности, самодеятельности и самоуправлению, для чего в руки детей постепенно должно передаваться решение отдельных вопросов, организация управления отдельными сторонами школьной или семейной жизни, а также должно происходить постепенно с возрастом уравнение прав и обязанностей старших и младших.

6) Относясь со вниманием к интересам, правам и удобствам детей, воспитатели и родители должны добиваться, требовать от детей такого же отношения и к себе.