Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 94

Надо культивировать на всех, всех ступенях школы в юных душах творческую способность, созидающую в мире все прекрасное и великое, творящую новую, лучшую жизнь, творящую высшие радости для человека, раскрывающую ему двери самого высшего, чудного в жизни. В каждом человеке есть эта творческая способность, но миллионы так и умирают, мечтая о чуде, и не подозревая, что они сами могли создать чудеса, могли создать прекрасное, великое. 

Надо знакомить юношей с усилиями всех великих искателей истины. Страшно нужно, чтобы они приучались к мысли, что нет ничего выше искания истины, что человек, не имеющий ее, - тень человека, не разумное существо, живущее дарованными ему силами духа, а тупое животное, пасущееся на подножном корму жизни.

В истинной школе, на всех ее ступенях должен царить дух свободного исследования.

Свободное воспитание. 1915-1916.    № 1. - С. 12-18;  № 2. - С. 3-14.


С. Богданович*

С Е М Ь Я

Известный, весьма вдумчивый психолог Перре в труде своем о психологии детского возраста научно устанавливает, что в первые годы человеческой жизни душа ребенка усваивает гораздо больше нравственного содержания, чем впоследствии, во всю остальную жизнь. Детская душа, подобно негативу фотографического аппарата, остро и навеки неизгладимо воспринимает все видимое и слышимое, - каждое слово, каждое чужое движение, встреча, собственная блеснувшая мысль, все здесь оставляет свой след. Закладываются основы характера, вырабатываются и устанавливаются понятия, строятся первые детские суждения, происходит организация личности.

Эти черты психологии детства интересны для нас в том отношении, что весьма ярко определяют всю важность и исключительность семейного воспитания, показывают, что на руках у семьи лежит большое и ответственное дело, - дело, где необходимо сосредоточенное внимание и большая осторожность, где каждое неловкое движение может иметь роковые последствия. Ребенка надо беречь, больше всего остерегаться в начальные годы жизни набросить тень на чистую душу, осквернить хотя бы каплей грязи ее невинность. Необходимо зорко следить, какие думы шевелятся в детском уме, какие чувства зарождаются в сердце. И с первым проблеском мысли дитяти необходимо начать помогать ему в его нравственной выработке, опытно, путем организации и практики его житейских детских отношений научить ребенка добру, закалить его нравственную волю. (...)

Сейчас у меня лежит письмо, полученное несколько месяцев тому назад. (...) “Мне хотелось, ужасно как хотелось жить, и притом так, чтобы каждый шаг, каждое движение полны были вечного смысла. Но ведь есть мера всему, и терпению человеческому, и подлости жизни. Окружающая нравственная атмосфера гнетет меня и душит, становится все тяжелей дышать. Точно тысячи игл впиваются в меня, и притом не в тело, а в живую душу, не дают нервам отдыха. Я столько вижу всюду всякой пошлости и подлости, и ничего светлого и святого. Говорят о богатстве нравственного содержания в любви, ее красочности, а любовь требовательна и грязна... Нет, не хочу больше барахтаться в этой мутной и смрадной луже, которая называется жизнью. И что всего больнее, так это то, что с родителями, казалось бы, самыми ко мне близкими, никогда нельзя откровенно поделиться мыслями. От них всегда веет холодом, и вместо теплого интимного друга, который старался бы понять меня, от отца и матери я слышу лишь сухое резонерство, укоры выбросить дурь из головы. Как холодно! Язык их говорит что-то, но это слова без музыки. И высшего счастья, чем раз и навсегда покончить с этим мусором жизни, я не могу себе представить”.

В ответе на это письмо я просил ценить жизнь не по грязи только, но и по золоту ее, собирать в свою душу впечатления не с темных лишь дел людских, а искать здорового, крепкого, сильного, светлого. (...)

И если семейное воспитание есть дело громадной важности само по себе, то подобная нравственная оголтелость русской жизни еще больше его осложняет, настойчиво требует разумного и бережного ухода за детьми, у которых при столь неблагоприятных условиях вырабатывается характер, формируется личность, слагается нравственная физиономия. Вот в эту-то пору и чрезвычайно важно, чтобы  на восприимчивую и впечатлительную детскую душу насело как можно меньше копоти и грязи, - наоборот, были бы ярко вырисованы светлые идеалы жизни. (...)

Если прежде еще можно было предоставлять детей случайным влияниям, теперь это прямо преступно: не было сильных бурь и порывов ветра, - деревцо не кривилось, росло более или менее прямо; но налетел ураган, погнул деревцо, - оно и растет кривобоким.

Дадим же опору деревцу, будем учиться работать, станем трудиться совместно, с нежной лаской подойдем к ребенку, прижмем его к своему сердцу, пригреем у себя на груди. Любовно прильнем к уху каждого ребенка и шепнем ему такие слова, которые прошли бы с ним всю жизнь и дали бы ему силы устоять в добре и правде. Тогда молодежь наша, придя к нам на смену, вольет в жизнь новые живительные соки, внесет свежесть чувства и бодрую энергию.

Свободное воспитание. 1912-1913.    № 1. - С.1-8.

Н. Воронов*

ВОСПИТАНИЕ И ДОГМАТИЗМ

Догматизм уже давно осужден бесповоротно. Вместе с крушением идеологии средневековья рушились теоретические твердыни авторитета и догматизма; на их месте стали возводить свои философские укрепления, свои системы свобода мысли и свобода исследований. Но так как это тоже были укрепления, то авторитет и догма долго еще продолжали укрываться и преспокойно жить за новыми, но часто по-старому сколоченными стенами философских систем и скороспелых научных обобщений. (...) Что же касается воспитания, то, несмотря на то что в этой области теоретически, с некоторого времени, все усиленней преследовали и гнали догматизм, практически он оставался неистребим. И до сих пор он правит в этой области, как законный и непреклонный властелин, для которого дети и юноши не перестают быть покорными подданными и злосчастными данниками.