Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 71

К изучению духовной деятельности детей более старшего возраста ученые приступили только в конце последней четверти прошлого столетия. Мост между исследованиями первого периода и второго перекинул известный физиолог В. Прейер, сочинение которого “Душа ребенка”, появившееся в 1882 г., (...) охватывает период только первых трех лет жизни ребенка, (...) имеет в виду изучение духовного развития - чувств, воли, рассудка и языка. Это сочинение обилием фактического материала и научностью его обработки оказало большое влияние на   развитие науки о детях, заинтересовало изучением детей и показало, как надо приступать к делу. “Душа только что родившегося ребенка, - говорит Прейер в предисловии к своему сочинению, - не представляет собою листа, на котором позднее заносят свои впечатления органы чувств. Душевное содержание человека обуславливается не одними чувственными впечатлениями: еще до появления на свет, его белый лист исписан множеством неразборчивых, неясных и невидимых знаков, т.е. следами бесчисленных чувственных впечатлений, испытанных давно - минувшими поколениями. Эти остатки так стерты и неотчетливы, что душевную организацию принимали за белый лист, пока не ознакомились с ее изменениями в первое время жизни ребенка. Чем внимательнее стали наблюдать ребенка, тем разборчивее становятся непонятные вначале письмена, которые он приносит с собою в мир“. Разобрать эти неясные, неразборчивые знаки, прочесть иероглифы детской души и ставит своей задачей Прейер. Он обращает, между прочим, вполне справедливо внимание на то, что психология детства является основой научной педагогики. “Все более и более, - по его мнению, - прокладывает путь сознание, что психогенезис составляет необходимую основу педагогики. Только изучение душевного развития маленького ребенка может действительно поставить на ноги воспитание и образование”. (...) Понимание психологии ребенка школьного возраста невозможно без ясного представления истории его развития в более раннюю пору, в тот период, когда завязывались почки тех духовных способностей, которые теперь развертываются благодаря вашей деятельности и духовному росту ребенка. Психология раннего детства прокладывает дорогу для изучения психологии школьного возраста.

(...) Изучение детей школьного возраста выдвинуло практический вопрос о помощи малоспособным, отстающим, об организации для них особых вспомогательных школ. Выдвинутый врачами вопрос о вспомогательных школах для умственно отсталых и нравственно дефектных детей еще более привлек внимание к изучению детей школьного возраста при помощи точных приемов, когда  первые организаторы школ для отсталых детей встретились с вопросом об отборе таких детей из нормальных школ, о точном определении степени отсталости данного ребенка. (...)

Первую попытку в этом направлении сделал американский исследователь профессор С. Холл, оказавший громадное влияние на направление педагогической науки нового времени. Заслуга этого ученого заключается в объединении отдельных  разрозненных исследований о детях в одну науку о ребенке (педология), имеющую своим предметом изучение физической  и духовной природы детей во всех отношениях и выяснение ее значения  для воспитания. Главным недостатком современной школы, по мнению С. Холла, является то обстоятельство, что она старается втиснуть каждого ребенка в раз навсегда выработанные формы воспитания, приноровленные к среднему, в действительности не существующему ученику, в том, что как будто не школа существует для детей, а дети для школы. Наша школа, по мнению Холла, схолоцентрична, - она старается приноровить силы учащихся к раз [и] навсегда выработанным методам и программам, должна же она быть, наоборот, педоцентричной, такой, в которой все для ребенка и все исходит из понимания детской природы. Поэтому педагогика должна основываться на исследовании учащихся. (...)

Мейман (...) показывает, какое громадное значение для всей постановки дела воспитания имеют сведения, добытые при помощи точных наблюдений. Они требуют преобразования школы из школы пассивного обучения в школу активной самостоятельной работы, воспитания не только ума, интеллекта, но всего человека, его чувств и воли.  “Самый общий  вывод из всех наблюдений и опытов, который мы должны сделать, - по его мнению, - состоит в том, что только при правильном уходе за эмоциональной и волевой жизнью детей возможна правильная система воспитания, а сущность правильного ухода за эмоциональной и волевою жизнью заключается в тех мероприятиях и приемах воспитателя, которые увеличивают в детях доверие к себе, научают их правильно оценивать свои силы, ведут к развитию личности с сильной волей”. (...)      

Изучая шаг за шагом развитие у ребенка различных душевных функций, он [Компере] обращает внимание воспитателей постоянно на то, какое большое значение имеет самостоятельное развитие ребенка, но в то же время отмечает, что “самостоятельного развития недостаточно. И психология детства, давая нам возможность оценить необходимость вмешательства, указывает нам средства точно и успешно регулировать это вмешательство”. (...)

Профессор Клапаред совершенно верно отмечает, что изучение психологии детства является испытанием педагогических способностей учителя. “Цель психологии детства, - говорит он, - в том и состоит, чтобы обратить внимание учителей на детские интересы, заставить их изучить. Учитель, который окажется неспособным заглянуть умом и сердцем в детскую душу, понять все, что ее волнует и радует, очевидно, ошибся в своем призвании и выбрал неподходящую профессию”. По мнению Селли, психология детства поможет учителю понять, что за сложная вещь человеческая душа в ранние периоды своего развития и как замысловато в ней переплетены между собой различные отличительные свойства. (...)

Глава 5. Задачи воспитания и его границы