Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 73

Задача школы - подготовить человека к самовоспитанию, сделать его способным к дальнейшему развитию, движению вперед и после окончания школы. Ее  можно формулировать, по нашему мнению, таким образом: задача воспитания (дошкольного и школьного) заключается в том, чтобы развить до возможных пределов все природные задатки человека и сделать его способным к дальнейшему умственному самообразованию, нравственному самоопределению и борьбе за свои идеалы. Умственное развитие мы ставим на первом плане, так как ум это та способность, которой человек больше всего отличается от животных, благодаря которой он в значительной мере подчинил себе природу, создав культуру и цивилизацию, приспособился к жизни и сделался царем природы. Но одной культуры ума было бы достаточно, если бы человек мог жить один, на пустынном острове, если бы он не был общественным животным, страдающим в одиночестве и ищущим общества людей, с интересами которых ему необходимо согласовывать свои собственные личные эгоистические интересы. Таким образом, возникает потребность в нравственно социальном воспитании, в развитии у ребенка социальных инстинктов, уменья жертвовать личными интересами для общего блага, чем обуславливается счастье индивидуума и общества. Однако, в социальной жизни одних личных жертв недостаточно, да они и не имеют решающего значения, здесь человеку приходится, не только приспосабливаться к окружающей среде, в которую он перерастает, работая над своим развитием, но и приспособлять ее к своему идеалу, создавать новые формы жизни, бороться за осуществление своих идей, прокладывать новые пути. Нужно самообладание, решимость, нужна сильная воля. Так как идея, мысль приобретают полную ценность только облекаясь в плоть и кровь, выражаясь в действии, очевидно, что главная задача воспитания заключается в развитии сильной воли, в выработке характера. (...) [По мнению Сёлли], “воспитание должно подготовить человека к дальнейшему постепенному развертыванию его личности в последующие годы. Оно представляется чудовищной несообразностью, если не ведет к самовоспитанию, не только в смысле развития специальных знаний и способностей, необходимых для избранной карьеры, но и в смысле дальнейшего расширения и углубления результатов всего воспитания, полученного в ранние годы.

Правильное понимание задач воспитания имеет большое значение и для народного учителя. (...) [Начальная школа] исполнит свою миссию вполне, если ей удастся пробудить дремлющие духовные силы ребенка и дать им толчок к дальнейшему развитию.

Пусть только учитель никогда не забывает, что он призван не только учить грамоте и арифметике, но развивать  волю и характер ребенка, всей постановкой дела воспитывать его личность. Он не только учитель, а и воспитатель. Но и на этом пути деятельность учителя-воспитателя встречает очень резко обозначенные границы, с одной стороны - в  природных задатках ребенка, с другой - в окружающей среде. Если учитель хочет быть не только учителем, но и воспитателем, он должен понимать законы и условия развития, иметь ясное представление о границах воспитания.

Здесь он прежде всего встречается с наследственными и прирожденными задатками. (...) Уже девять месяцев эмбрионального развития, до появления ребенка на свет, оказывают громадное влияние на его будущую судьбу. (...) Еще большее значение оказывают влияния со стороны родителей, родственников и более отдаленных предков (наследственность). В странах Европы давно уже существуют особые школы для слабых, малоодаренных, отсталых детей. Такие школы называются вспомогательными. Наблюдение над детьми, попадающими в эти школы показывает, что большинство из них страдают за грехи отцов, являются жертвой плохой, невропатической, наследственности. (...)

Врачи давно заметили, что дети, родившиеся от родителей алкоголиков и сифилитиков или совсем не выживают, или оказываются обреченными на страдания нервными и душевными болезнями: они остаются всю жизнь эпилептиками, истеричными, слабоумными. (...) Дети с такой болезненной наследственностью требуют к себе особенно внимательного отношения со стороны школы. В ней они оказываются чаще всего или умственно-отсталыми  или нравственно-дефективными. Процент таких детей довольно велик и в обычных наших школах, где мы встречаем чаще всего детей, страдающих неврастенией. Эти дети отличаются повышенной душевной возбудимостью и усиленной физической и умственной утомляемостью. Они часто поражают учителей странностями своего поведения, своей эксцентричностью, резкими переменами настроения. Реже встречаются в школе истеричные дети и склонные к преувеличиванию, лжи, обману. Развивающиеся за последние годы до значительных размеров школьные самоубийства, несомненно, стоят в связи с болезненной наследственной неуравновешенностью нервной системы и повышенной возбудимостью таких детей. Если бы учителя более обращали внимание на наследственные задатки тех или иных детей, с которыми им приходится иметь дело в школе, может быть, весьма  многие явления школьной жизни получили бы в их глазах иной смысл и гораздо более правильное освещение. Вместе с тем, вероятно, они могли бы сделать значительно больше и для воспитания этих несчастных детей, отягощенных плохою наследственностью и страдающих за грехи отцов. По мнению Бинэ, много занимающемуся изучением отсталых детей, отсталый ребенок не ниже по своему развитию нормального, но он совершенно другой. Он является существом с нервным, частичным развитием. Ему чаще всего совершенно недоступно отвлеченное мышление. Очень часто отсталый ребенок поэтому не вообще не способен к ученью, а мало способен учиться при обычных методах преподавания, рассчитанных на учеников, умеющих думать только словами, отвлеченно. Стоит только его поместить в специальную школу для отсталых, где дети не столько слушают, что им рассказывают, объясняют учителя, а сами делают, занимаются много ручным трудом, рисованием, лепкой, как ребенок начинает развиваться, его как-будто дремавшая раньше душа пробуждается для восприятия новых впечатлений, к которым у него появляется интерес, и даже созревает и способность понимания. Впрочем, когда идет речь об отсталых детях очень важно иметь в виду степень отсталости. Таких степеней довольно много. Обыкновенно различают глубокие степени отсталости (идиоты, имбецилики, дебилики) и более слабые степени (просто отсталые дети). Это различие имеет большое значение. В то время как для первых нужны специальные особые приюты, вторые могут учиться в школах. Вторую группу тоже можно разделить на два разряда: на детей педагогически (или случайно) отсталых и на детей медицински отсталых. Если дети первой категории могут учиться в обычных нормальных школах, то для детей второй группы, именно - болезненно отсталых нужны, специальные вспомогательные школы, или классы при обычных школах. (...) Такие болезненно отсталые, обделенные природою дети нуждаются в особенно заботливом уходе и осторожном обращении. Они могут учиться более или менее успешно при полной индивидуализации преподавания в школах с небольшим количеством учеников, с особыми методами преподавания. (...)