Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 19

(...) По роду и количеству тех живых существ, которые имеются в виду при достижении целей, все цели могут быть разбиты на две большие группы: 1) на те цели, в которых центром тяжести является наша собственная личность, и 2) на те цели, центр тяжести которых лежит вне нашей личности, в большей или меньшей совокупности находящихся вне нас живых существ. Что касается последних, то широта их будет, конечно, находиться в зависимости от количества охватываемых ими существ. Они могут относиться или к одному существу, или к небольшой группе живых существ (напр., к семье, к кружку товарищей), или к более широкой группе, в которую данная группа входит как составная часть. (...)

Что касается тех целей, в которых центром тяжести является само лицо, ставящее цель, то здесь прежде всего можно отметить, в порядке их возрастающей сложности, следующие три главные группы: 1) цели, в которых имеется в виду наше  с а м о с о х р а н е н и е, 2) цели, в которых имеется в виду   д о с т а в л е н и е     себе   с ч а- с т ь я, 3) цели, предметом которых является    с о в е р ш е н с т в о- в а н и е   или   р а з в и т и е   самого лица, ставящего цель.

Чтобы иметь возможность делать что бы то ни было для себя ли или для других, прежде всего необходимо существовать и быть в состоянии оградить свое существование от всех враждебных ему влияний, от всего того, что имеет тенденцию прекратить нашу жизнь и наше существование. В этом смысле забота о своем самосохранении составляет одну из необходимейших целей нашей деятельности и эта цель не утрачивает своего значения никогда, как бы высоко ни поднялся человек по лестнице духовного и нравственного развития. Разница только в том, что существо низменное, знакомое только с одними животными потребностями, заботится о сохранении своей жизни для того, чтобы иметь возможность удовлетворять свои животные побуждения, а существо высоко развитое в нравственном отношении заботится о сохранении своей жизни, чтобы сделать ее орудием достижения нравственных идеалов, чтобы сделать ее источником наибольшего тепла и света для окружающих людей. Но необходимость заботиться о своем самосохранении одинаково тяготеет как над ним, так и над самым ничтожным микроскопическим существом, одаренным жизнью.

(...) Не бойтесь поэтому научить своих детей в достаточной мере заботиться о своем существовании. В особенности же если вы при этом будите в них мысль о том высоком нравственном назначении, которое имеет человеческая жизнь, то в ваших стараниях привить им в надлежащей степени науку и искусство самосохранения решительно ничего не может быть опасного.

Следующая подгруппа рассматриваемых нами целей охватывает цели, в которых имеется в виду доставление человеком самому себе счастья. Сюда относится стремление ко всему тому, что нам приносит удовольствие или избавляет от страдания, стремление к обладанию каким-либо предметом или к совершению какой-либо деятельности исключительно только во имя этого мотива. Этот мотив играет большую роль в жизни ребенка и сохраняет свое значение и в жизни взрослого. Сам по себе, как безобидное стремление к счастью, этот мотив не представляет ничего преступного и опасного. (...) Опасным делается этот мотив только тогда, когда он становится исключительным, получает господство над всеми другими мотивами и вытесняет их совершенно. Существенно важным поэтому представляется обращать внимание ребенка даже с малых лет на те ограничения, которым должно подлежать стремление к счастью для того, чтобы впоследствии оно не переходило за пределы, за которыми оно начинает становиться грубым ненавистным эгоизмом.

И здесь надо стараться также о том, чтобы личное счастье служило для человека стимулом к умножению счастья среди других людей, чтобы на счастье человек смотрел как на одно из средств наиболее успешной и плодотворной работы среди человечества и для человечества, как на одно из условий поднятия энергии жизни и труда. Если надо существовать и жить и, следовательно, заботиться о самосохранении для того, чтобы иметь возможность работать для других, то надо быть счастливым и, следовательно, надо до некоторой степени стремиться к получению удовольствий и избежанию страданий, чтобы иметь возможность более энергично, более успешно и более плодотворно работать для других людей. Вот та точка зрения, с какой надо приучить человека смотреть на стремление к счастью. Становясь на эту точку зрения, он всегда усмотрит тот предел, за которым личное счастье становится недозволенным, и никогда не допустит себя перешагнуть за этот предел. (...) Когда вы чрезмерно счастливы, как это бывает, напр., тогда, когда мы впервые познакомились со сладким чувством взаимной любви, то нам хочется осчастливить весь мир, все люди нам кажутся братьями, каждого мы готовы прижать от избытка чувств к своему сердцу и сделать ему что-нибудь хорошее. (...) Если вы на развитие нравственных стремлений не обращаете внимания, ... если вы, наоборот, укрепляете его в том убеждении, что его интересы противоположны интересам человечества, (...) - тогда, поддерживая в нем стремление к счастью, вы рискуете воспитать из него узкого и черствого эгоиста.

Перейдем теперь к третьей подгруппе рассматриваемых целей, охватывающих стремление к самосовершенствованию и саморазвитию.  Это уже цели более высокого порядка, чем стремление к счастью. (...) Деятельность является одним из основных источников счастья человека. Первоначально на долю человека выпадает это счастье только вследствие чисто случайного обнаружения какой-либо деятельности, без всякой преднамеренности с его стороны. (...) Но, когда человек начинает подмечать получающийся в силу такой деятельности результат, состоящий в совершенствовании тех или других органов его организма и самого организма как целого, деятельность его из случайной становится все более и более систематической, и совершенствование организма, развитие его выдвигается на передний план как одна из целей волевой деятельности человека. (...)