Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 134

Старики и изувеченные точно так же обеспечены, как и молодые, здоровые и сильные”. (...)

Воспитание должно быть направлено не столько на развитие умственных способностей, сколько на развитие характера и установление хороших нравов. Надо облагораживать людей, надо будить их к божественному сознанию. Без благородства, без жизни духа невозможно построить прочное здание человеческой жизни.

Если мы хотим создать культуру, истинную, христианскую культуру, то мы должны строить ее внутри человека, а не вне его.

II

Есть важные, волнующие нас вопросы, которых никак нельзя решить внешним образом, никакими чисто умственными усилиями, никакими практическими приемами. Вопросы эти решаются лишь достижением известного уровня духовной жизни, при котором уже эти вопросы, казавшиеся нам до тех пор столь трудными и чуть ли не неразрешимыми, решаются неожиданно очень просто и легко, как будто сами собой. Для решения таких вопросов нужно не внешнее их изучение, - которое в этих случаях скорее мешает и путает, - а нужно только дорасти, нужно подняться до них. (...)

Многие родители и воспитатели спешат по возможности раньше и скорее передать ребенку по возможности большее количество самых разнообразных знаний, думая, что так и должно быть и что это хорошо. Для этого они не находят достаточно книг и пособий на рынке. Но это совершенно ошибочный метод.

Преждевременно и чрезмерно напичкивать ребенка всякими знаниями не только не полезно, но прямо опасно и пагубно. Это та же ошибка, в которую впадают многие родители относительно телесного питания детей, пичкая их бульонами, котлетами, яйцами, всякого рода пирожным, воображая, что чем больше ребенок проглотит всяких питательных веществ, тем больше от этого будет пользы для него. Но, - увы! - организм наш не подлежит такой грубой команде, - он воспринимает питательные вещества по-своему; лишнее ему только во вред, и в результате изобильного кормления получается не здоровье и сила, а расстроенный желудок, болезни и преждевременная, неестественная, часто очень мучительная смерть.

Ребенок не осилит чрезмерного учебного материала, - если же в некоторых случаях и осилит его, то непременно в ущерб чему-нибудь более важному и ценному в нем.

Успешный рост, особенно в начале развития, возможен только при условиях известной тишины, известного спокойствия. Так совершается всякий рост в природе. Дети-скороспелки много обещают, но мало или ничего не дают; они пустоцвет. Дайте окрепнуть ребенку, берегите его силы, не тратьте их зря, не тормошите его! Нечего бояться, что ребенок таким образом отстанет от других, что-нибудь потеряет. Ребенок с окрепшими силами позже шутя догонит своих высокоумных товарищей, поймет предмет лучше и вернее их.

Наконец, суть не в количестве знаний. Несравненно лучше знать немногое, зато твердо и ясно, чем многое поверхностно. Качество знания куда важнее количества. Как часто можно видеть, что человек из-за излишества знаний потерял нечто гораздо более важное, - потерял здравый смысл.

Большое количество знаний, особенно преждевременно приобретенных, очень легко засоряет ум, производит хаос и беспорядок в голове, убивает оригинальность.

Не незнание страшно, страшно пустое многознание. Часто встречаются люди, считающиеся умными, умеющие очень громко и ловко рассуждать по всевозможным направлениям, но в жизни своей, в поведении эти люди иногда самые жалкие существа, вызывающие у людей здравого смысла улыбку презрения или сожаления.

Да, нагрузка учением, переполнение знаниями совсем не желательные явления, - они ведут к пресыщению и отвращению, и многому еще худшему. Слишком нагруженный учением ребенок часто делается нервным, а нервность, как известно, совсем парализует силы.

Голова не должна быть похожей на амбар, сверху донизу набитый всяким хламом, а на хороший, солидный магазин, в котором всегда гораздо больше добра, чем кажется на вид, и, несмотря на это, вследствие царящего в нем порядка, - всегда много, очень много пустого, свободного пространства.

III

Не бояться надо мира и его цивилизации, не избегать, не прятаться надо от них, - это все равно нисколько не помогает, - волны мира так или иначе, рано или поздно, снесут все искусственное, - жизнь нам не перехитрить. Что нужно, так это совсем другое: нужно закаляться и закалять детей для борьбы с миром, нужно разумно вести ученика через шум и драку, через “сансару” жизни.

Только трусы боятся. Трусы же, как бы они ни хитрили, не победят мир, а сами будут побеждены им. Мира нечего бояться, нечего бояться и борьбы c ним; надо быть только осторожным, крайне осторожным и искусным, чтобы не запачкать себя, не повредить бы своей души, пробираясь через сутолоку мира.

IV

Нравственные наставления, в виде напоминания быть хорошим, совершенно бессильны и не приносят никакой пользы. Человек – существо, по природе склонное ко всему легкому, - наперед откажется от всяких усилий по направлению к лучшему, если это лучшее представляют ему в виде добродетели, т.е. в виде чего-то сверхнормального, в виде какого-то полюса.

  В этих случаях ему приятно бывает подумать: “Отчего же мне-то быть ростом выше других?” - и он еще пуще прежнего отдается во власть господствующего течения.

Гораздо целесообразнее и правильнее говорить питомцу: “Ты не имеешь права не быть хорошим; ты не имеешь права совершать поступки, которые другим во вред; ты не имеешь права сердиться; ты не имеешь права быть богатым, жить праздно, занимать положения, приносящие бедствия и несчастья людям; ты не имеешь права оставить жену и т.п. Вообще ты не имеешь права делать всего того, что ввергает в бедствия людей, что им причиняет страдания, что их толкает вниз. Жизнь - общее достояние всех, и никто не имеет права на какие бы то ни было прерогативы. (...)

Воспитываемый должен сознавать, что он не дорос до должного, то нормы человека, - только таким образом будет у него возможность серьезного стремления к добру.

V