Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 53

В городе же дело обстоит совсем иначе. Доставить городскому ребенку какое-нибудь разумное и полезное развлечение - трудная и подчас просто невозможная задача. И вот наши родители в силу этой трудности иногда вынуждены бывают предоставлять своим детям такого рода развлечения, которые по своей природе не только не полезны, но, напротив, болезненно отражаются на детском организме. К числу таковых я бы отнес: бесцельные шатания по улицам (...), посещение театров без разбора, детских вечеров, общественных рождественских елок и т. п.

Не малую роль, далее, играют в сфере детских развлечений: хождение в гости, подарки, игрушки и бестолковое чтение. Хождение в гости среди наших городских детей практикуется очень часто, что весьма понятно. Родители, измучившись за целую неделю и желая доставить детям хоть какое-нибудь удовольствие, отправляют их к родственникам и знакомым; между тем дети, пользуясь часто подобным развлечением, незаметно отвыкают от семьи, у них мало-помалу развивается болезненная похоть ждать к себе гостей или самим быть в гостях.

Подарки и детские игрушки представляют собой сильный и часто вредный фактор воспитания, если им пользуются неумело. Но говорить о вреде и пользе их я считаю излишним; замечу только, что обилие и постоянная смена одних другими вызывает в детях какое-то пресыщение, небрежность и т. п.

И, наконец, детское чтение, несомненно, оказывает огромное влияние на развитие ума и сердца ребенка, и притом оно реагирует одинаково сильно в городе и в деревне. Поэтому пользоваться им, как воспитательным средством, надо крайне осторожно, умело и обдуманно. Выбор книг, сообразующийся с возрастом, характером, темпераментом, умственным уровнем ребенка, количество их и руководство старших - необходимые условия для полезных результатов чтения. Без этого мы сплошь и рядом видим, что бестолковое, бессистемное чтение книг приносит вместо пользы явный вред. Читая без разбору все, что попадется под руку и не давая себе никакого отчета в прочитанном, ребенок развивает в себе чрезмерную болезненную впечатлительность, верхоглядство, преждевременную чувственность и вообще раннее пробуждение и развитие некоторых нежелательных наклонностей. (...)

Седьмое письмо

О религии

Дать религию и воспитать в молодом существе правильное религиозное чувство есть священнейшая и первая обязанность родителей. (...) Мне кажется, что во всяком религиозном чувстве всегда лежат две основы. Одна из них заключает в себе некоторого рода материализм, т. е. нечто такое, на что существует постоянный спрос в обыденной жизни человека. В каком-нибудь несчастии, горе человек рассчитывает на помощь Бога; принимается ли за какое-нибудь дело, он опять ищет поддержки в Нем же. Словом, эта сторона религии дает человеку веру в лучшее, надежду, утешение и т. д.

Другая основа ее чисто духовная, нравственная. Припомним священное изречение  “нет человек, иже не согрешит”. Если смысл его указывает, с одной стороны, на то, что человеку свойственно постоянно грешить, то, с другой - в нем всегда теплится какое-то стремление, желание хоть иногда сосредоточиться в самом себе, разобраться в своих действиях, ошибках и побуждениях, раскаяться в них, помолиться. Сохранить такую неприкосновенность религиозного чувства составляет задачу религиозного воспитания. Нарушение этой цельности делает жизнь человеческую часто непосильной, лишая его той ничем незаменимой поддержки, которую имеет в трудные минуты всякий глубоко верующий. (...)

Восьмое письмо

Главные типы современных родителей

(...) Мои многолетние скитания по белому свету и педагогический опыт дают мне некоторое основание и материал для разделения наших родителей на несколько более или менее характерных типов.

К первому надо отнести подавляющее большинство. Характеристикой его являются легкомыслие, беспечность, лень, бестолковое баловство, неразумная расчетливость в расходах по воспитанию, непонимание задач последнего и в то же время безграничная самоуверенность в своей компетентности в этом деле и, наконец, незнание натуры своих детей и пренебрежение к их индивидуальным наклонностям. (...) Роль их ограничивается большей частью только материальными затратами на воспитание и обучение детей. (...) Между тем названная группа по своей многочисленности, связям, положению, материальным средствам, умственному развитию могла бы иногда проявлять и свою инициативу и давать некоторый тон делу воспитания не только дома, в ранний период детства, но и вне его, в наших средних и высших школах.

Второй тип родителей, девиз которых “ничего не поделаешь”, состоит из людей, отчетливо и серьезно понимающих задачи воспитания; они и хотели бы выполнить их по отношению к своим детям, но в силу тяжелых материальных условий, беспрестанной борьбы за существование, недостаточной энергии, отсутствия времени, солидарности и несогласия между собой опускают беспомощно руки и вполне примиряются с неблагоприятными условиями современного домашнего воспитания.

Третья группа - это родители-протестанты, стоящие вполне на высоте призвания, как воспитатели, но, к сожалению, количество их у нас очень незначительно, да и борются они с существующим режимом обыкновенно в одиночку.

Наконец, четвертый тип - мелкие чиновники, ремесленники, приказчики и т.п. по своему умственному развитию и социальному положению являются в деле воспитания инертными, предоставляя его вполне самой жизни. (...)

Одиннадцатое письмо

Меры для упорядочения домашнего воспитания. -

Организация родительских кружков и союзов

(...) Жизнь и обстоятельства бывают иногда выше наших сил; под их натиском пасует часто самая твердая воля и сильная энергия. (...)

Для достижения необходимой солидарности в деле воспитания требуется прежде всего общение родителей между собой в самых обширных размерах. (...) Раз отрешившись от предрассудков и помня, что в единении сила, родители должны употребить все усилия, чтобы знакомиться, сближаться друг с другом. Начать подобное сближение можно было бы, напр., знакомством семейств, живущих на одной лестнице, в одном доме, затем перейти к соседним домам и т. д., и вот готов маленький кружок родителей, к нему присоединился бы другой подобный и таким образом составился бы целый родительский союз.