Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 74

На противоположном полюсе от детей, обделенных природою, недостаточных вследствие дурной наследственности, стоят дети, богато одаренные природою, дети с выдающимися способностями, чудо-дети (вундеркинды). К сожалению, таких детей в школе не много, но тем более она должна ими дорожить, поддерживая всеми мерами в них тот священный огонь, который делает их особыми избранниками, теми праведниками, на каких держится мир. Если отсталые дети чаще всего являются жертвами психопатической наследственности, то, наоборот, богато-одаренные, получили особенно счастливое нервное наследство, предрасполагающее их к деятельности известного рода, которая оказывается для них наиболее легкой и интересной. Таким детям все дается шутя, без особенных усилий, как бы само собою. Такая счастливая наследственность встречается чаще в музыкальном мире, где известны дети-виртуозы в четыре, пять лет (Моцарт, Бетховен, Шопен, Даргомыжский и др.)... Появляются попытки организовать школы для таких талантливых, богато-одаренных детей, но к этому едва ли надо стремиться: такие дети, являясь украшением школы, могут поднять уровень занятий в ней вообще, увлекая за собою других,  менее одаренных, но прилежных, сами не страдают, если учителя не стесняют их ярко выраженной индивидуальности и дают широкий простор их способностям, если среда не мешает этим способностям обнаруживаться, проявляться.

Вообще, надо сказать, что наследственность создает только известное предрасположение к деятельности в том или другом направлении. Это предрасположение может или заглохнуть, если не будет благоприятных условий для его проявления, или обнаружиться и развиться, если условия сложатся для него благоприятно. Наследственные предрасположения можно сравнить с бумагой, исписанной так называемыми  секретными чернилами. Она хранит в себе буквы до тех пор, пока не попадет в такую среду, которая способна эти буквы проявить, вызвать на бумаге соответствующую реакцию. То же самое происходит и с природными задатками: они погибают, атрофируются, если не находят подходящей среды для своего обнаружения, если не упражняются. Из этого очевидно, какое громадное значение имеет среда в деле духовного развития ребенка.

Наблюдения над животными показывают, что на них среда оказывает очень сильное влияние: они, приспособляясь к окружающей среде, приобретают новые свойства, привычки, способности. (...) “Всем известно, - говорит Гюйо, - что климат, конфигурация местности, почва, пища, одежда, жилище, вообще вся среда, действуя медленно, но постоянно, изменяют человеческий организм, дают ему, помимо сознания, известный обычный строй, известный темперамент“. В справедливости этой мысли легко убедиться, если вспомнить, как резко отличаются по своему характеру жители севера и юга, континентальных стран и приморских, гор и долин и т. д. Различиями же климата, местоположения обуславливается у народов, особенно первобытных, преимущественный ряд занятий, накладывающий своеобразный отпечаток и на духовные особенности народа (расовые черты характера), на искусство, культуру, язык, цивилизацию. Все исследователи обыкновенно обращают внимание на унылые песни, например, нашего севера, в которых слышится отголосок снежных метелей и однообразное завывание ветра. (...)

Еще сильнее действует на развитие ребенка окружающая его духовная среда, то общество, в котором ему приходится жить и вращаться. Здесь на первом месте мы должны поставить влияние семьи. Семья имеет громадное, часто ни с чем не сравнимое влияние на развитие и будущую судьбу ребенка. Важна школа. При правильной постановке обучения она помогает ребенку выработать миросозерцание, дает ему понимание окружающего мира и вообще упорядочивает его духовную жизнь, семья же ставит ребенка на ноги и позволяет ему запастись теми душевными силами, которые будет упорядочивать школа, она кладет основы для выработки будущего характера, налагает отпечаток на всю личность. Значение семьи обуславливается, с одной стороны, крайней пластичностью детской души в это время, чрезвычайной впечатлительностью и восприимчивостью ребенка ко всяким внешним впечатлениям, с другой - глубокой органической связью, которая существует (должна существовать) между детьми и родителями. Подобно тому как бутылка хранит в себе следы того напитка, который был налит в нее раньше других, впечатления раннего детства оставляют в душе глубокий, часто неискоренимый след. Тесная же органическая связь между родителями и детьми ведет к тому, что все впечатления от окружающей среды не только доходят до сознания ребенка, не просто им воспринимаются, как всякие внешние, случайные влияния, но захватывают всю личность, оказывают свое действие на чувство и на волю детей. Совершенно очевидно поэтому, что все то, что повышает культурный уровень семьи, благоприятно отзывается и на духовном развитии ребенка. Сюда относятся степень образования родителей, их социальное, экономическое положение и т. п. Последнее, как показывают многочисленные наблюдения врачей-гигиенистов, имеет очень большое значение. Дети бедных родителей (в массе) отстают от своих товарищей из более достаточных семей как в физическом развитии (рост, вес, мускульная сила), так и в духовном (хуже учатся). Это, вероятно, обуславливается не только тем, что дети бедных родителей плохо питаются, живут в негигиенических условиях, но, может быть, еще больше невежеством родителей (которое чаще всего идет рука об руку с бедностью), не понимающих иногда самых элементарных требований разумного воспитания. Сюда относится переобременение детей непосильным для них трудом (работами взрослых), недостаток заботы об отдыхе, достаточном сне, и даже прямое развращение их алкоголем. Не понимая какое страшное, непоправимое зло наносят они нервной системе ребенка, родители приучают с очень раннего возраста детей к употреблению вина. (...)