Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 114

При вовлечении детей в преподавание попутно будет воспитываться в них также самообладание, терпение, внимание к другим, интерес к успехам товарищей и пр.

Привлечение детей к делу преподавания поведет за собой то, что с детьми очень рано придется обсуждать некоторые вопросы педагогики и методики преподавания того или иного предмета. (...) Дети постоянно обсуждают между собою и методы преподавания и различные педагогические приемы своих учителей. И, право, они проявляют при этом не мало наблюдательности. Почему учителю не принять самое деятельное участие в этих разговорах детей и не направить их в должное русло? Это сильно сблизит учителя с детьми, усилит их взаимопонимание, заинтересует детей делом организации свободного воспитания. Сколько нового и ценного смогут они внести в это дело!

Часто говорят: “Новая школа требует учителей совсем иного типа, чем теперешние учителя. Это должны быть люди, глубоко интересующиеся вопросами воспитания, обладающие незаурядными организаторскими способностями, широкими знаниями, наблюдательностью, инициативой, чуткостью. Где их взять?” Если свободная школа привлечет самих детей к делу преподавания, если она сумеет вовлечь их с самого начала в дело организации этой школы, увлечь их своими идеями в области воспитания, показать результаты применения этих идей на практике, - она создаст необходимые кадры учителей нового типа.

А те из учеников, - таких, конечно, все же будет большинство, - которые выберут себе другую деятельность, навсегда сохранят глубокий интерес к вопросам воспитания, понимание их значения и будут всячески способствовать проведению в жизнь идей свободной школы.

Попутно, привлечение самих детей к делу преподавания может разрешить одну, для многих кажущуюся неразрешимой, проблему: чтобы дать развернуться индивидуальности ученика, необходимо, чтобы и занятия с ним велись до известной степени индивидуально. При наличной системе преподавания один учитель может таким образом заниматься лишь с очень незначительным числом учеников. Благодаря этому свободная школа, в которой труд руководства занятиями исключительно лежал бы на преподавательском персонале, представляла бы собою учреждение весьма дорого стоящее и потому доступное лишь весьма незначительному кругу лиц. Но раз школа превращается в своего рода трудовую колонию, где каждый ученик попеременно является то в роли ученика, то в роли учителя, она потребует гораздо менее обширного числа учителей, будет поэтому стоить гораздо дешевле и станет доступна самым широким слоям населения. 

Свободное воспитание. - 1909-1910, -  №  7. - С. 1-10.

С. Левитин*

ТРУДОВОЙ ПРИНЦИП ВОСПИТАНИЯ

(Доклады, читанные на I Всероссийском

съезде по народному образованию)

Идея трудового воспитания выросла на почве общего и более широкого процесса демократизации школы. Правда, практическое осуществление этой идеи, как и вообще осуществление всякой идеи, отклонялось в сторону от тех демократических основ, которые служили исходным пунктом теоретического и принципиального обоснования самой идеи. Но что всего важнее, это то, что, начиная с зарождения этой идеи вплоть до наших дней, в понятие трудового воспитания практически вкладывалось содержание, резко отличающееся от той логической и идейной сущности, которую имели в виду первоначальные теоретические защитники трудового воспитания. Вообще же под трудовым воспитанием в разное время подразумевалось разное, и этот лозунг (трудовое воспитание) и в настоящее время обнимает собою разные и даже довольно противоположные общественно-педагогические течения: одни под трудовым воспитанием понимают объединение труда физического и умственного, подъем “низшего”, грубого труда до степени “высшего” научного труда, синтезирование и уравнение обоих видов труда в правах занимать одинаково почетное место в воспитании соответственно тому значению и той роли, которую труд играл в истории человеческой культуры и научных изобретениях и которую он играет в современной социально-экономической и общекультурной жизни; другие сводят весь этот обширный и многосторонний вопрос к вопросу о профессиональной подготовке трудовой части населения, ограничивая его одним преподаванием ремесел или педантически систематизированного “ручного труда” с узкой целью “развития навыка и ловкости руки” и т. д. и т. д.

Для того чтобы как следует ориентироваться в тех разнородных течениях и толкованиях, которые объединяются одним общим, хотя и недостаточно точным лозунгом трудового воспитания, необходимо бросить хотя бы самый беглый взгляд на историю зарождения идеи трудового воспитания и на социальные факторы развития этой идеи и практического осуществления ее в самое последнее время, потому что только историческая перспектива и критический анализ социально-исторических факторов даст нам возможность отличать естественные, исторически необходимые и демократические тенденции этого движения в пользу трудового воспитания от всего наносного и случайного в нем, от искусственно навязанных ему антидемократических тенденций, с одной стороны, и узкоцеховых и педантически профессиональных - с другой. (...)

В одном немецком сочинении, написанном противником трудового воспитания  и вышедшем в свет в 1914 году, трудовое воспитание трактуется как “новейшее увлечение педагогического нигилизма”, как новаторство самого последнего фасона, а между тем идея трудового воспитания стара, как само воспитание. Мы уже в древнееврейской письменности встречаем немало доказательств того, что воспитание у древнего Израиля было основано на труде и что такое воспитание вменялось в обязанность родителям и воспитателям и пользовалось всеобщим почетом.

Мы не можем здесь касаться истории вопроса в древнем мире, где трудовое воспитание, как и сам труд, трактуется совершенно иначе. Нам незачем идти дальше 17-го века.

Первое обоснование трудового воспитания в современном смысле этого слова мы встречаем у Яна Амоса Коменского, - значит, уже в начале 17-го столетия. С тех пор все самые выдающиеся и гениальные мыслители и педагоги теоретически защищали идею трудового воспитания и в той или иной форме пропагандировали практическое ее осуществление. (...)