Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 136

Богатство христианина куда сильнее и прочнее богатства обыкновенных богачей! Это богатство испытано и одобрено всеми лучшими и мудрейшими людьми мира. Оно базируется на трудолюбии, скромности, воздержании, умении сокращать свои потребности до минимума, на любовной помощи людям. Такое богатство лучше выручает и обеспечивает, чем миллионы денег.

Широкая, гладко выезженная, полная всегда шумными и пестрыми толпами дорога животных наслаждений все равно, непременно, будет соблазнять и наших детей, но не нарочно же толкать их на нее?

Не должны родители бояться и того, что дети могут позже упрекнуть их за то, что они не дали им того светского воспитания, которое дало бы им привилегированное положение среди общества. Мало ли в чем может дурак упрекнуть умного! Бояться надо скорее того, чтобы дети не упрекнули бы нас в том, в чем мы заслуживаем упрека: если бы мы умолчали пред ними, скрыли бы от них самое важное и нужное и, вместо того, поставили бы на путь лжи. (...)   

Свободное воспитание. - 1907-1908. -     № 9. - С. 25-42.


Указатель имен

Александр Македонский (356 - 323 до н. э.) - царь Македонии с 336 г., воспитывался Аристотелем, создатель крупнейшей мировой монархии древности.

Бейер (Beyer) Абсалон Педерсен (около 1529 - около 1574) - норвежский писатель, лектор богословия в школе в Бергене.

Бенеке (Beneke) Фридрих Эдуард (1798 - 1854) - немецкий психолог и педагог.

Бергсон (Bergson) Анри (1859 - 1941) - французский философ-идеалист, представитель интуитивизма и философии жизни.

Бетховен (Beethoven) Людвиг ван (1770 - 1827) - немецкий композитор, пианист и дирижер.

Бине (Бинэ) (Binet)Альфред (1857 - 1911) - французский психолог, один из авторов метода тестов для измерения умственных способностей детей, основатель “Свободного общества изучения психологии ребенка”.

Болдуин (Болдвин) (Boldwin) Джемс Марк (1861 - 1934) - американский психолог, особенно известный в области генетической психологии.  

Бунаков Николай Федорович (1837 - 1904) - известный русский педагог, автор ряда методологических работ, руководств для учителя, а также учебников.

Бэкон (Bacon) Фрэнсис (1561 - 1626) - английский философ-материалист, юрист, государственный деятель.

Вашингтон (Washington) Букер Тальяферро (1856 - 1915) - негр, создавший семейные школы и учительские семинарии для подготовки для них учителей, разработал программу обучения негров сельскохозяйственным наукам и ремеслам.

Витторино да Фельтре (Vitorino da Feltre) (Витторино де Рамбальдони) (1378 - 1446) - итальянский педагог эпохи Возрождения. Цель воспитания видел в формировании гармонически развитого человека. В 1423 г. основал среднюю школу - “Дом радости” в Мантуе.  

Владимир II Мономах (1053 - 1125) - князь смоленский (с 1067), черниговский (с 1078), переяславский (с 1093), Великий князь Киевский (с 1113). Активно боролся за единство Руси. 

Вундт(Wundt) Вильгельм Макс (1832 - 1920) - немецкий физиолог, психолог и философ, один из основателей экспериментальной психологии.

Гальтон (Голтон) (Galton) Фрэнсис (1822 - 1911) - английский психолог и антрополог.

Гартман (Хартман) (Hartmann) Эдуард (1842 - 1906) - немецкий философ, сторонник панпсихизма.

Гаузер (Hauser) Каспар (примерно 1812 - 1833) – таинственный, найденный, история которого остается не вполне ясной. Появился Гаузер в Нюрнберге 26 мая 1828 г., якобы подкинутым крестьянину, который воспитывал его в полном одиночестве, тесноте, на хлебе и воде. Погиб он при неизвестных обстоятельствах в 1833 г.

Гербарт (Herbart) Иоганн Фридрих (1776 - 1841) - немецкий философ, психолог и педагог.

Герцен Александр Иванович (1812 - 1870) - русский писатель, философ.

Гёте (Goethe) Иоганн Вольфганг (1749 - 1832) - немецкий писатель, мыслитель и естествоиспытатель.

Гёффдинг (Хёфдинг) (Höffding) Харальд (1843 - 1931) - датский философ, историк философии. 

Гончаров Николай Кириллович (1902 - 1978) - педагог, академик АПН РСФСР (с 1955), АПН СССР (с 1968), доктор педагогических наук (1946), профессор.

Гюйо ( Guyau) Жан Мари (1854 - 1888) - французский философ, разрабатывавший главным образом вопросы этики. В области педагогики развивал теорию воспитания как организованного внушения.

Даргомыжский Александр Сергеевич (1813 - 1869) - русский композитор, заложивший вслед за М. И. Глинкой основы русской классической музыкальной школы.

Джемс (James) Уильям (1842 - 1910) - американский психолог и философ, родоначальник философии прагматизма.

Джордж (George) Генри (1839 - 1897) - американский педагог, один из руководителей “младшей республики” (детской республики самоуправления) в конце прошлого века.

Диккенс (Dickens) Чарлз (1812 - 1870) - английский писатель.

Добролюбов Николай Александрович (1836 - 1861) – русский литературный критик, публицист, просветитель.

Достоевский Федор Михайлович (1821 - 1881) - русский писатель.

Евтушевский Василий Андрианович (1836 - 1888) - русский педагог, методист-математик.

Жакото (Jacotot) Жан Жозеф (1770 - 1840) - французский педагог. Разработал аналитический метод обучения на родном языке, методику преподавания иностранного языка.

Зейдель (Seidel) Роберт (1850 - 1933) - швейцарский педагог, один из первых теоретиков трудовой школы.

Златовратский Николай Николаевич (1845 - 1911) - русский писатель.

Иозеф (Иосиф) II (1741 - 1790) - император австрийский (1765 - 1790), соправитель своей матери Марии Терезии (1765 - 1780).

Кант (Kant) Иммануил (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической философии.

Квинтилиан (Marcus Fabius Quintilianus) (ок. 35 - ок. 96) - древнеримский теоретик ораторского искусства, педагог.

Клапаред(Claparede) Эдуард (1873 - 1940) - швейцарский психолог, профессор Женевского университета.

Ковалевская Софья Васильевна (1850 - 1891) - русский математик, первая женщина - член корреспондент Петербургской академии наук (1889).

Коменский (Komensky, Comenius) Ян Амос (1592 - 1670) - чешский педагог-гуманист, общественный деятель.

Корсаков Сергей Сергеевич (1854 - 1900) - психиатр. Автор классического “Курса психиатрии”.