Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 118

Демократизация жизни - установленный факт. А ребенок с его правами остался как бы вне этого процесса. А между тем, как член общества, он требует, чтобы эти права были распространены на него и чтобы, с другой стороны, его права были включены в партию свобод и прав.

По существу, права эти сводятся к признанию за каждым периодом жизни самодовлеющего значения, т.е. признания за детством права быть детством самим по себе. До сего времени детство считается служебным временем, - временем подготовки к жизни, которая якобы наступает лишь со времени зрелости человека. Поэтому вся забота обучения и воспитания сводится к тому, чтобы начинить ребенка как можно большими практическими знаниями и навыками, нужными ему, с точки зрения взрослых. Нравственное воздействие также сводится к тому, чтобы направить развитие ребенка в якобы практически полезную для него сторону. При этом забывается, что только в свободном проявлении и развитии душевных сил и даже технических умений могут должным образом развиваться душевные способности ребенка, и что для дальнейшей жизни, для периода юности и зрелости, как раз и важно такое истинное глубокое развитие. Но, всецело имея в виду зрелый возраст, люди забывают, что предпосылкой сильных и цельных активных людей должны быть таковые же юноши, а для такого юношества прежде всего должны быть свободными дети. (...)

Это не значит, что отныне должно наступить полное царство детей, что взрослые и их жизнь должны устраниться, замереть и т.д., как это удобно понимают противники освобождения ребенка, сторонники всякого рода несвобод и защитники отживших форм жизни и отношений. И взрослые будут жить своей жизнью и даже до известной степени будут влиять на детей. Потому что жизнь есть ведь комплекс взаимоотношений. Но надо, чтобы наименее способная к сопротивлению сторона - ребенок - также могла проявляться, также могла развиваться и, исходя из этого своего развития, вступать во взаимоотношение с взрослыми. Взрослые могут многое заимствовать у детей, так что взаимоотношение может быть не понимаемо иронически: где больше непосредственности чувств и переживания, где у человечества больше радости бытия, искренности и веселья, веры в жизнь и в идеал, как не у молодежи? И если взрослые так радуются детям, то именно ввиду всех этих качеств. И черпать их оттуда может и должен зрелый человек. Охранить эти качества от раннего увядания, дать им возможность естественно произрастать, доставить всем детям возможность развиваться свойственным их природе общественным путем, - вот вытекающие из признания прав детства требования, сводящиеся к охране детства. (...)

Характер ребенка, все его привычки и навыки складываются в дошкольный период, в возрасте 7 лет. Значит в школу он уже приходит готовым человеком. Если окружающая атмосфера воспитала в нем отрицательные свойства - эгоизм, неумение действовать, неуверенность, подавленность, то или эти свойства должны поневоле школой дальше развиваться, или она должна бороться с ними и таким образом тратить часть времени, которое продуктивно должно быть использовано для дальнейшего развития ребенка, для исправления прошлых грехов его воспитания до школы. А, в большинстве случаев, время идет просто на пополнение невоспитанности детей масс, вытекающей из материальной невозможности давать какое-либо воспитание детям. (...)

Рассмотрим, каковы должны быть учреждения для дошкольного возраста, затем для школьного и послешкольного и есть ли между последними резкие границы. А, главное, выяснить те основные принципы воспитательные и организационные, которые должны быть положены во все эти учреждения, чтобы они стояли в соответствии с целью охранять детство и осуществлять его права.

Учреждения для дошкольного возраста должны быть - ясли, детские сады, детские дома, детские площадки, колонии и т. д. и т. д.

Во всех этих учреждениях дети могут бывать, когда и сколько им угодно, в зависимости от желания ребенка, а также от условий семейных. Посещение их может начинаться приблизительно с трех лет, - до этого времени желающим можно предоставить право приносить или приводить детей в ясли, которые должны примыкать к детскому дому.

Основой занятий всюду должна быть детская игра, сопровождаемая пением. К этой игре, групповой или коллективной, могут примыкать свободные беседы, а также и труд в различнейших применениях, начиная с огородничества, ухода за животными и растениями и кончая рисованием и лепкой. (...)

Во всех учреждениях должны быть введены только те игры, занятия, развлечения, которые соответствуют наклонностям, запросам и интересам детей. Посещения и занятия должны быть вполне свободны. Возможно представить себе даже некоторую индивидуализацию учреждений одного и того же типа, в зависимости от местных условий жизни, характера и склонностей большинства детей и т. д. Для возможности осуществления этого необходимо широкое применение принципа самоуправления детской общины, в котором только и могут вполне свободно проявляться организаторские способности молодежи. Отношение руководителей этих учреждений к детям должно покоиться на доверии и уважении к личности ребенка. Это одно лишь гарантирует им доверие и уважение со стороны детей. (...)

Кто же должен нести на себе заботы организации всех этих учреждений? (...) Они должны быть обществом, городскими, земскими, просветительными учреждениями, также широкой частной инициативой. Жизнь их должна протекать лишь под совместным контролем организации просветительных родительских собраний, учащих и самой молодежи. (...)