Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 83

Проснувшееся после эпохи Возрождения и реформации критическое отношение к современной действительности и основам общества привело лучшие умы к мысли о необходимости сделать из детей людей более совершенных, чем их родители, воспитать новую породу людей. Но сторонники этого нового воспитания понимали [его] каждый по-своему и очень разнообразно. Они создавали себе воображаемые идеалы человека  и старались искусственно подделать под него детские души. Только в XVIII веке Руссо ясно и определенно стал на другую точку зрения: он полагал, что воспитание должно идти согласно с природой, что его задача содействовать свободному росту и развитию естественных способностей и стремлений ребенка, что ребенок должен стать самим собою и ничем другим. И с тех пор это учение продолжало развиваться, хотя до сих пор нигде полностью не осуществлялось.   Продолжателями идеи Руссо были Песталоцци и Л. Толстой.

Идея воспитания идеального человека и идея Руссо ведут второе столетие непрерывную борьбу между собою, но, к сожалению, поле сражения все еще остается за сторонниками старого учения, за противниками идеи свободного воспитания.

Нельзя сказать, что их учение сохранилось во всей своей неприкосновенности. Они отступили по всему фронту, они постоянно отступают перед натиском сторонников свободного воспитания, уступая им в том или в другом частном вопросе.

Но пока в школах существует и господствует система принуждения, каковы бы ни были ее орудия и формы, свободной школы нет.

Свободная школа не может иметь ни конкурсных, никаких других экзаменов, ни наград, ни наказаний, ни задавания уроков на дом, ни обязательного посещения классов, ни аттестатов, ни дипломов, дающих какие бы то ни было права. Пока в школе остается хотя бы одно из этих средств воспитательного воздействия, даваемое ею воспитание не свободно.

Думать, что человеку, все равно взрослый это или ребенок, может быть внушено какое-нибудь убеждение, какая-нибудь мысль путем насилия, так же бессмысленно, как считать возможным узнавать от обвиняемого истину путем пытки, а между тем были целые эпохи, когда самые умные люди думали, что это возможно. Мало того, знание, внушаемое путем насилия, не будет знанием, если ученик не захочет воспринять его, оно не будет иметь никакой цены и может исчезнуть из его головы бесследно.

Из всего сказанного ясно, в чем должна заключаться цель обучения и воспитания в свободной школе. Цель эта создать для детей условия, наиболее благоприятствующие развитию их природных наклонностей и духовных стремлений. Школа должна развить в них стремление к умственному, нравственному и физическому совершенствованию и дать им возможность беспрерывно и самостоятельно продолжать это совершенствование.

Средством для этой цели должна служить свободная школа, к вопросу об организации которой мы теперь и перейдем.

Организация свободной школы

Школа должна быть учреждением, созданным коллективным трудом и мыслью группы лиц, соединившихся для совместной работы над воспитанием и обучением детей. Эта группа, естественно, состоит из всех родителей этих детей и тех воспитателей и преподавателей, которые пожелают прийти к ним на помощь в этом деле. Совместно они должны выработать план организации школы, но этот план ни в коем случае не может считаться чем-то незыблемым или просто даже долговечным. Школа - это постоянно движущийся и развивающийся живой организм. С того момента, как в школу входят дети, они являются ее истинными хозяевами; цель школы - дать каждому из них возможность полнее и шире проявить свою личность, удовлетворить свои духовные запросы. Весь план школы должен постоянно меняться в направлении удовлетворения потребностей детей, соответственно уже осознанным и проявившимся их желаниям и стремлениям.

Предварительная организация школы или, вернее, создание обстановки, наиболее благоприятной для свободного и всестороннего развития детей, требует подробного обсуждения всех своих деталей как педагогами, так и родителями. Поэтому при школе прежде всего должен быть учрежден такой общий школьный совет, в который входят все родители и все педагоги школы. Совету этому должно принадлежать верховное право в деле определения способов удовлетворения умственных запросов детей, определение денежных средств, необходимых для этой цели, короче, решение всех дел, касающихся училища. Он должен устанавливать порядок приема новых учащихся, приглашать и увольнять преподавателей, изменять программу и все прочие условия обучения и воспитания.

При рассмотрении вопросов, доступных пониманию детей, вопросов, касающихся выяснения их желаний и стремлений, желательно, разумеется, добровольное участие детей, которые должны иметь равное право при решении вопросов, разбираемых на совете, и право предъявления своих желаний, требований и т.п. Они должны быть такими же полноправными членами школьного совета, как и их родители и воспитатели.

Но по условиям современной жизни общие школьные советы не могут собираться часто. Давая направление работы школы, они не могут следить за всем ее ходом, не могут принимать экстренных решений, вызываемых часто стечением неожиданных обстоятельств. Забота об удовлетворении постоянных нужд школы и учащихся должна лежать на педагогическом совете, т. е. на периодических (примерно, еженедельных) советах всех педагогов. В этом совещании в случае надобности или желания могут принимать участие и выборные представители от родителей и от детей. Кроме того, заседания этого совета должны быть широко доступны как каждому родителю, так и каждому ученику или ученице. У педагогов не должно быть и не может быть секретов ни от тех ни от других, потому что, где есть секреты, тайный сговор, там уже нет свободных и естественных отношений, там нет полного доверия.

Наконец по отдельным вопросам могут устраиваться совещания родителей, педагогов и детей известной группы или отделения, вместе или отдельно. Они должны быть так же гласны и доступны не только всем, имеющим какое-нибудь отношение к школе, но всем, интересующимся ее делами. Еще важнее создание свободных ученических организаций. В целях воспитания общественности в детях педагоги должны всеми мерами заинтересовать их в решении дел, касающихся школы, и при всяком возможном случае предоставлять им право решать эти дела.