Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 20

Самосовершенствование и саморазвитие представляют опять таки одну из тех целей, которые сохраняют свое значение в течение всей человеческой жизни, но никогда, быть может, они не получают такого преобладания, как в юношеском возрасте. Требуя со стороны человека систематических усилий, эти цели представляют прекрасную школу для развития воли, для приучения человека к обдуманной планомерной деятельности. Здесь человек научается быть творцом самого себя, лучшего себя, чем он есть. (...) Только научившись систематически работать над своим саморазвитием, человек будет в состоянии применить свои усилия к плодотворной, целесообразной работе над развитием социальной и общечеловеческой жизни. Саморазвитие оставляет необходимую подготовительную школу для широкой общественной деятельности. (...)

И здесь надо также обращать внимание на то, чтобы это стремление к саморазвитию не приняло характера исключительной цели и не перешло за те пределы, когда оно начинает приобретать эгоистический оттенок и ведет к самолюбованию и к самоуслаждению. Если жить и существовать надо для того, чтобы работать для других, если счастливым надо быть для того, чтобы с большей энергией работать для других, то развитым и совершенным надо быть для того, чтобы более совершенным образом, более производительно работать для этих других людей. Эту последнюю мысль надо постоянно будить в человеке, заботящемся о своем саморазвитии. Надо постоянно говорить ему: “Стремись быть более совершенным, развивай самого себя, но делай это все не исключительно только ради самого себя, а для того, чтобы впоследствии стать более совершенным и умелым служителем добра и правды на широкой ниве общечеловеческой жизни”. (...) Если в своих стремлениях к саморазвитию человек не упускает из виду того общественного значения, которое имеют эти стремления, то кроме благотворных результатов не может получиться решительно ничего.     

Обратимся теперь к той группе целей, в которой человек центр тяжести своих стремлений помещает вне себя. Эти цели равным образом могут быть разбиты на три подгруппы: 1) на цели, в которых имеется в виду с о д е й с т в и е   с а м о с о х р а н е н и ю  д р у г и х  ж и в ы х   с у щ е с т в, главным образом людей; 2) на цели, в которых имеется в виду  д о с т а в л е н и е   с ч а с т ь я    о к р у ж а ю- щ и м   н а с   л ю д я м, и 3) на цели, главный предмет которых составляют заботы, направленные на  р а з в и т и е    и   с о в е р ш е н- с т в о в а н и е    о к р у ж а ю щ и х   н а с   л ю д е й  или на доставление им возможности развития и совершенствования. Каждая из этих подгрупп в свою очередь допускает подразделение, в зависимости от количества живых существ, на которые данная цель распространяется.

Таким образом, напр., что касается содействия самосохранению других живых существ, то оно может распространяться на небольшую группу живых существ, как-то: семью, кружок друзей или товарищей и т.д., может касаться такой большой группы, как, напр., известного народа. (...)

Цели, в которых имеется в виду содействовать самосохранению членов, составляющих данный семейный союз, сводятся приблизительно к следующим категориям: 1) заботы о доставлении семье материальных средств к существованию, 2) заботы о гигиенической обстановке и гигиенических условиях домашней жизни (сюда включается ведение домашнего хозяйства, заботы о гигиенической квартире, о снабжении всех членов семьи гигиеническою одеждой, (...) гигиенической пищи, о приобретении ими тех или других привычек, сообразных с требованиями гигиены и т.д.), и 3) заботы о том, чтобы члены семьи были как можно теснее сплочены друг с другом. Последнее составляет необходимое условие для самосохранения семьи как целого, и для более успешного самосохранения каждого из ее членов. (...)

Следующая подгруппа разбираемых нами целей охватывает все цели, предметом которых является доставление счастья окружающим нас людям. Она также дробится в зависимости от количества и характера людей, которые имеются в виду при преследовании означенных целей. Если дело идет о той небольшой группе людей, которая называется семьею, то цели, предмет которых составляет доставление счастья, могут быть разбиты на следующие категории: 1) заботу о том, чтобы каждый член семьи имел возможность удовлетворять всем свои потребностям, склонностям и вкусам, потому что в подобном удовлетворении существенным образом и заключается счастье человека; 2) стремление устроить семейную жизнь таким образом, чтобы она влекла за собою как можно менее ограничений для каждого из членов семьи, потому что, чем менее ограничений налагается на жизнь каждого, чем она свободнее, тем более она полна радостей и счастья; 3) заботу о том, чтобы семья являлась настолько сплоченным и солидарным целым, чтобы всякое событие, случающееся с одним из членов семьи, находило свой отклик во всех остальных. Тогда радость каждого переживается всеми, а это ведет к еще большему умножению счастья в семье. (...)

Нам остается теперь только рассмотреть те цели, главный предмет которых составляет содействие развитию и совершенствованию других людей. Начнем с семьи. Общая цель - содействие развитию - разбивается здесь на следующие частные задачи: 1) содействие развитию своих детей, воспитание и образование их; 2) содействие взрослым членам семьи в их стремлениях к дальнейшему совершенствованию себя, к пополнению и продолжению своего образования и т.д.; 3) содействие к созданию такого взаимодействия между отдельными членами семьи, которое давало бы возможность каждому из них достигнуть наибольшей возможной степени развития и совершенства и которое обратило бы семью в солидарный союз лиц, взаимно помогающих друг другу в деле совершенствования и развития. (...)

Среда как фактор нравственного воспитания