Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 116

1) Трудовая школа как принцип организации народного просвещения и образования.

Это значит - приспособление системы школьной организации и школьного образования к запросам жизни, к нуждам труда и трудящихся. Это значит - приспособление школьных программ к тому, чтобы школа действительно подготовляла подрастающее поколение к будущей трудовой и общественной жизни, воспитала таких граждан, которые способны принимать активное участие в общественно-экономическом производстве, в котором труд играет такую видную роль, и быть полезными, сознательно и целесообразно полагающими свои силы, гражданами того общества, 9/10 которого живут трудом в труде.

2) Трудовая школа как метод образования и воспитания. Это значит - построение всего учебного материала современной школы на труде и активной самодеятельности учеников. Это значит далее - соединение физического и умственного труда, связь между так называемыми общеобразовательными предметами и техническим ручным трудом. Наконец, использование трудового начала в школе, как фактора воспитания характера и воли.

Современные защитники идеи трудовой школы в теории и на практике исходит из:

а) социально-педагогических и социально-психологических оснований,

б) социально-экономических и

в) социально-этнических требований.

Первое, социально-психологическое и педагогическое течение исходит из того, что человеческая культура начинается не раньше того исторического момента, когда человек стал преодолевать окружающую его природу и в борьбе за существование стал выделывать орудия защиты, а потом - борьбы против стихийных сил природы, стал целесообразно трудиться. Ребенок в своем психическом и физическом развитии повторяет вкратце все наиболее важные этапы культурно-исторического развития человека. Этому естественному ходу развития должна следовать система воспитания: человечество достигло высокого уровня умственного и культурного развития не путем упражнения одних умственных способностей, а и в труде; оно приобрело свои знания, познало природу, ее силы и законы не как пассивный зритель и слушатель, а путем долгого и упорного труда. И чем больше такого культурного труда в борьбе за существование выпадет на долю того или иного человеческого племени, тем выше степень не только его социально-экономического, но и его духовного и даже этического развития. Поэтому и воспитание, и обучение ребенка должно быть основано на труде. Все его знания он должен приобретать на почве труда и активной самодеятельности. Он должен трудясь учиться, и учась - трудиться. Это и отвечает истинной природе ребенка.

“Человек не только духовное, но и телесное существо, - говорит Роберт Зейдель[4]. - Он не только чувствующее, воспринимающее и рассуждающее существо, но в гораздо большей степени он - обладающая волей, деятельная и творческая активная личность. В особенности эти последние качества сильно и ярко выступают на первый план у ребенка. Дитя проявляет свою волю, действует и творит много, и рассуждает мало. Его психофизический рост и развитие требуют активности, а не созерцательности”. (...)

“Ребенок по природе своей подвижен, - школа заставляет его часами просиживать неподвижно на одном месте. Ребенок деятелен и любит работать, - школа принуждает его часами напрягать свое внимание, чтобы  выслушивать теоретические словесные премудрости и поучения, к которым у ребенка еще нет интереса, и т. д и т. д.”.

Второе течение подходит к вопросу о трудовой школе с точки зрения социально-экономической необходимости: рост и развитие промышленной техники, усовершенствование средств и форм производства, международных сообщений, общественных взаимоотношений, а главное, все возрастающая общественная роль и значение труда в промышленной и даже в научной технике создает все большую и большую необходимость в соответственно подготовленных работниках. Но это уже значит не только необходимость создать в достаточном количестве кадры грамотных рабочих. Нет, современная промышленная и научная техника, весь строй социально-экономических отношений современной жизни требует гораздо большего: воспитание из всего подрастающего поколения полезных трудящихся граждан, сознательно разбирающихся не только в окружающем их мире природных явлений , но и в области общественного производства, умеющих на любом поприще, к которому их влечет дарование и склонность, прилагать свои руки и участвовать в производительном труде, который, согласно требованиям современной промышленной техники, должен быть посвящен во все выводы науки, или в науке, которая, согласно требованиям прикладной научной техники, должна быть посвящена во все детали техники труда.

Поэтому новая школа - школа будущего должна воспитать детей к труду, на труде и самодеятельности приучать их к умственно-научной работе, синтезировать, гармонически слиять головной и ручной труд, теоретическую и практическую деятельность, т.е. должна быть трудовой школой.

Но социальная необходимость трудовой школы диктуется еще тем, что современная промышленность с ее разделением труда и концентрацией его в крупных фабриках и т. д. совершенно устранила тот семейный характер, какой труд имел еще в прошлые века. Современный ребенок вырастает вне трудовой обстановки семьи, вне воспитательного влияния труда. Но, что еще хуже, в большинстве случаев ребенок вообще лишен воспитательного влияния семейной обстановки, так как, в силу современных условий труда и материального положения трудящихся, все члены трудовой семьи все время заняты вне дома. Это возлагает на современную школу задачу - давать ребенку трудовое воспитание, которого не дает ему современная семья.

Третье течение к социально-экономическим мотивам прибавляет еще социально-этические мотивы: современное общество живет трудом, все его могущество, богатство и блага созданы трудом. Социальная справедливость требует, чтобы пользоваться благами и удобствами жизни, созданными человеческим трудом, имел право каждый член общества лишь в той мере, в какой он сам трудится и вообще в той или иной форме участвует в общественном производстве. Общество заинтересованно в том, чтобы воспитать из подрастающего молодого поколения граждан, способных платить здоровым, общественно-необходимым производительным трудом за те блага, которые общественная жизнь предоставляет в их распоряжение. Таких граждан может воспитать только трудовая школа.