Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 50

 Таким образом, семья и семейный очаг есть первая мастерская, в которой закладывается фундамент для молодого поколения. Здесь ребенок воспринимает первые впечатления, здесь слагается его характер, склонности, привычки, воля, в этой же мастерской формируется и, так сказать, его физический организм, его рост, его физика. (...) Городская обстановка, заботливая, суетливая жизнь, отсутствие природы и моциона, дороговизна, постоянное общение с старшим возрастом, теснота жилищ болезненно действуют на физику, ум и сердце ребенка. С другой стороны, недостаток в педагогах, неподготовленность матерей, ослабление материнского чувства, необходимость (ввиду конкуренции) поскорее занять место в государственной школе также, в свою очередь, нарушает правильное развитие; приходится волей-неволей усиленно напрягать все силы нежного организма, его ум форсировать в ущерб физике, в ущерб его здоровью. В результате получается слабо развитой, физически захудалый, уже измученный субъект, с неизбежными атрибутами малокровия, апатии, бессонницы, плохого питания, нервности, даже какой-то старости и т. п.

Вот такое-то изможденное существо является в нашу государственную школу. (...)

Мне пришлось, например, быть самому свидетелем того, как благотворно и могуче действует домашняя, разумно поставленная педагогическая обстановка даже на хилых детей. Прошлым летом мне посчастливилось, живя в деревне, найти для своих детей сверстников-товарищей, которые проводили каникулы по известному плану и под наблюдением нарочно приглашенного педагога. И что же в результате? Мой сын, образец современного городского ребенка - бледный, испитой, вялый, - сделался положительно неузнаваем: лицо оживилось, появилась любознательность, энергия, а из старика-ребенка он обратился в здорового мальчика. (...)

Второе письмо

(...) Едва ли нужно доказывать, что главнейшая задача родителей и воспитателей в данном случае заключается в неустанной заботе о том, чтобы их родное детище обладало прежде всего крепким здоровьем, чтобы физический рост его и данные ему природой физические силы развивались без задержки, правильно, последовательно. Могучими факторами здесь являются, конечно, правильный режим, спокойный образ жизни семьи, жилище, воздух, моцион, природа, товарищество, игры, физические работы и упражнения на воздухе. (...)

Третье письмо

(...) В процессе первоначального воспитания человека участвует много всевозможных факторов. Влияние их крайне различно и, если можно так выразиться, как в качественном, так и в количественном отношениях. Одни из них, как: природа, родители, семья, обстановка, прислуга и режим жизни и т.п., действуют непрерывно с первого же момента появления молодого существа на свет. Другие, например: гости, разные развлечения, зрелища, игры, игрушки, путешествия и др., влияют на него также более или менее продолжительно, но периодически, как бы скачками, с перерывами. Наконец, в ряду факторов есть много таких, действие которых проявляется мимолетно, случайно, неожиданно; к числу таковых надо отнести все то, что ребенка поражает сразу и усиленно возбуждает впечатлительность, производит быстрый эффект - смерть, сильное горе, крупное несчастье: крайняя грубость и друг. Я ограничусь рассмотрением в общих чертах хотя [бы] некоторых главнейших из факторов. (...)

Влияние природы в деле воспитания, при умелом пользовании ее силами, может давать всегда только одни самые благотворные и полезные результаты. В самом деле, солнце, свет, воздух, температура, влага и сухость его, небо, вода, горы, равнины, животные и растения и т.д., и т.д. - все это реагирует непрерывно на формирующийся организм и своим взаимодействием дает в результате ребенку физическое здоровье, правильный рост, хороший сон, нормальное питание и в то же время развивает его умственные и душевные стороны, например пытливость, анализ, подвижность, энергию, самодеятельность, аккуратность, наблюдательность и проч.

Рядом с природой в деле воспитания на первом месте стоит семья, главным же фокусом в первый период жизни ребенка долгое время является мать. Действительно, питаясь молоком матери, он чрез посредство последнего получает от нее весь материал для развития своего организма. Молоко матери не только способствует увеличению его тела, но оно каким-то таинственным образом передает ребенку и ее индивидуальные свойства; кормящая ребенка мать как бы заражает его многими своими умственными, физическими и духовными качествами и недостатками. (...)

Так как воспитание все-таки должно лежать на матери, то, несмотря на все эти тяжелые условия, им надо бороться, испробовать все способы, помня, что каждый промах, всякая ошибка, всякая небрежность матери имеют самые горькие, часто непоправимые последствия в будущей жизни дорогих им существ.

Дальнейший период детства, когда новорожденный из грудного переходит в более зрелый возраст, жизнь его протекает многие годы в тесном кругу близких его лиц, главным фактором в развитии его сил являются, кроме матери, его отец, братья, сестры, бабушки, тетушки, няня и остальные члены семьи, живущие с ним под одной крышей.

Ребенок уже принял человеческий образ, в нем явиласьмысль, самодеятельность, некоторое сознание; благодаря крайней чуткости и восприимчивости этого возраста, он каждую минуту живет, все его занимает, ко всему присматривается, все слушает, все слушает, чувствует и наблюдает. Под влиянием всего этого у него начинают слагаться черты его характера, привычки, склонности, вкусы, симпатии и антипатии. Словом, постепенно, мало-помалу заготовляется тот материал, из которого впоследствии сформируется будущая личность. Вот в это-то время родители особенно должны часто вспоминать другую русскую пословицу: “всякому овощу свое время”, вот когда надо им постоянно иметь в виду одиннадцатую заповедь “не зевай”, вот когда мать, если она желает, чтобы питомец ее был человеком в полном значении этого слова, должна примириться с тем, что две трети личной ее жизни принадлежат уже не ей, а ребенку.