Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 61

На это обычно возражают, что именно принудительное воспитание убивает волю, интерес к работе и дает расслабленных, не работоспособных людей. (...)

Прежде чем говорить подробнее о развитии воли, надо сначала выяснить некоторую путаницу в употреблении слова “воля”.

Выражение “сила воли” употребляют то в смысле силы, интенсивности стремлений, то в смысле настойчивости, продолжительности стремлений, то в смысле задерживательной силы, способности самообладания, самопринуждения.

Очевидно, между этими тремя понятиями лежит большая разница, особенно между первым и третьим. Все три упомянутых вида душевных качеств являются для человека необходимыми, и поэтому воспитание должно помогать их развитию.

Как же оно может достичь этого? Интенсивность желаний безусловно может развиваться только в том случае, если дети имеют возможность следовать своим влечениям, выбирать работу, занятия соответственно своим потребностям и вкусам, вообще имеют достаточную, постепенно расширяющуюся сферу самостоятельности и самодеятельности. В этом отношении никакое самое искусное последовательное принуждение помочь не может. Говоря об этой воле, последователи свободного воспитания вполне правы. Но ведь этой одной способности человеку мало. Надо еще иметь силу настойчивости, последовательности своих стремлений; надо уметь интенсивность воли переводить в продолжительность. Этого одна свобода дать не может всем детям.

Представьте себе экспансивного ребенка, который сегодня увидал, как делают ящички, увлекся и схватился за эту работу. Завтра его привлекли арифметические задачи, он бросает недоделанный ящик и берется за карандаш и бумагу, но, наткнувшись на одну более трудную задачу, охладевает, принимается за игру, и кидается так от одного к другому.

Понятно, такой ребенок ничего не сделает как следует, ничего основательно не изучит. А отсутствие успехов, навыков (откуда взяться им?) еще более будет побуждать его разбрасываться, искать новых занятий. Да не только экспансивному ребенку, но вообще почти всякому (особенно русскому) последовательность и настойчивость даются с трудом. Для получения же этих качеств мало одного желания, нужна вкоренившаяся с детства привычка доводить дело до конца, чтобы всякая незаконченная или небрежно исполненная работа тяготила человека прямо-таки машинально, как тяготит, например, некоторых, если они сидят на необычном для себя месте за столом. Для получения же всякой привычки нужен ряд многократно повторяющихся одинаковых или похожих действий.

Таким образом, всякая завершенная работа есть некоторый залог выполнения следующей и т. д. вплоть до образования привычки. Всякая же невыполненная работа, недослушанный рассказ, не проведенный до конца план, - все это есть тропинка к подобному же будущему, все это разрушает ценную способность настойчивости, последовательности. (...)

В данном случае для очень многих оказывается необходимой посторонняя поддержка, внешние факторы для поддержания того, что уже зародилось в ребенке.

Конечно, эти внешние факторы должны быть не розги или что-либо подобное, а убеждение, выговор, ясно выраженное неудовольствие, лишение материала для следующей работы, пока первая не кончена и т. п. (...)

Во многих случаях, где мы имеем дело с детьми (или даже взрослыми людьми), не одаренными особенным упорством или специальными наклонностями или не находящимися в особенно благоприятных условиях, одной свободы оказывается недостаточно. Конечно, если бы мы вздумали опираться главным образом на принуждения, пытаться заставить с помощью их заниматься нелюдимым делом, то ничего хорошего не получилось бы.

Принуждение может только в качестве подсобного фактора помогать регулировать основной фактор - дух жизни, силу стремлений.

Там же, где последних нет или они задавлены, - ничто помочь не может.

Третья способность, которую мы обычно обозначаем также словами “сила воли”, - это способность самообуздания, т. е. способность задерживать или даже подавлять свои те или другие порывы, желания.

Развитие этих качеств также необходимы человеку.

Правда, человек должен стремиться к тому, чтобы его работа, его жизнь соответствовали основным чертам его характера, его основным стремлениям и взглядам. Для блага общества, для личного счастья нужен не подневольный раб, а свободный человек, идущий своим путем. В этом сомневаться нельзя! (...)

Как бы человек ни увлекался любимыми занятиями, всегда в них будут заключаться отдельные детали, стороны, которые при всей своей необходимости будут являться неприятными и даже отяготительными. Как бы мы ни стремились к идейной работе, все-таки нам не избежать и других чисто механических или мелочных житейских дел. Как бы та или иная личность ни стояла высоко, у нее будут минуты пробуждения чисто личных влечений, даже капризов. В каких бы независимых условиях ни жил человек, ему часто будет необходимо подавлять свои стремления ради общего дела, ради других. (...)

Легко себе представить, что всякое дело, всякое общественное предприятие были бы построены на песке, были бы прямо невозможны при следовании участников только своему “хочу” в каждый данный момент, при отсутствии с их стороны известного самопринуждения и самообуздания. Последние же способности не даются сами собой. Они воспитываются лишь с трудом, постепенно, пока не достигнут силы привычки. Тогда они уже проявляются без усилия, машинально. Привычка же есть результат навыка, повторения определенных поступков.

Следовательно, удачно применяемое принуждение, помогающее ребенку со слабой волей сдерживать свои порывы, подавлять неподходящие для данного момента желания, является во многих случаях необходимым элементом в воспитании.

Наконец, следует принять во внимание, что помимо творческой работы от всякого человека требуется работа исполнительная, и громадному большинству в удел достается именно последний вид работы. Между тем при отсутствии принуждения, настойчивости очень немногие воспитанники окажутся способными выработать в себе исполнительность, интерес к тщательно исполненному заданию и т. п.