Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 56

Однако если мы получающиеся недостатки приписываем влиянию примера, то почему мы не должны с таким же правом отнести и достоинства на счет действия примера старших?

Нельзя же быть настолько нелогичным, чтобы на каждый отрицательный факт восклицать: вот оно - влияние старших; а на каждый положительный - вот видите, видите! я вам говорил, что от природы дети стоят выше нас, что они ближе нас к идеалу; не надо только портить их.

Сторонники теории всесовершенства детей часто указывают еще и на то, что дурные поступки ребенка совсем не могут характеризовать его, так как последний действует бессознательно. Но это не совсем верно. Ребенок, по крайней мере после первого года, уже кое-что, хотя и смутно, начинает сознавать; да и многие чисто бессознательные действия вскрывают качества человеческой души еще ярче, чем сознательные. Наконец, в какой мере мы приписываем дурным поступкам детей бессознательность, в такой же мере мы должны ее приписать и хорошим.

Очевидно, при таком последовательно проведенном взгляде нельзя ставить в счет ребенку ни плюсов, ни минусов, а это также приводит к крушению теории всесовершенства детей. (...)

Отсутствие у детей полной сознательности, развития заставляет нас относиться к их недостаткам совсем иначе, чем к недостаткам взрослых.

Смешно было бы предъявлять к неокрепшим или даже еще спящим силам детей какие-либо высокие требования. Придет свое время, и при хорошей обстановке проснется в самом яром маленьком эгоисте чувство альтруизма, в самом жестоком маленьком палаче - чувство любви.

Побольше только терпения, побольше снисходительности.

Однако такое отношение к детскому характеру не дает нам права искажать действительность и замалчивать факты или же, обманывая самого себя, закрывать на них глаза.

Эволюционная теория дает хорошее объяснение тому явлению, что дети напоминают собой часто зверенышей и что такое состояние с возрастом у них ослабляется. Так как развитие индивидуума есть сокращенное повторение развитие вида, то, следовательно, ребенок проходит последовательно стадии животного, полуживотного, первобытного и позднейшего состояния человечества вплоть до позднейших времен.

Таким образом, ребенка нельзя винить за грехи его предков, нельзя относиться к нему отрицательно за его “проступки”, так как это не есть еще настоящие проступки, а только проявление, при том большею частью бессознательное или полусознательное, зачатков тех или иных наклонностей человеческой души. Но от такого отношения к ребенку еще очень далеко до его идеализации, до признания его всесовершенства. (...)

Ребенок, - это маленький человек со всеми достоинствами и недостатками, со всеми душевными качествами человечества, но еще не развернувшимися.

Дело воспитателя - помочь одним качествам пышно развиваться, другим - перейти в новые формы, третьим - заглохнуть, насколько возможно.

Но для достижения успеха необходимо держать глаза открытыми; идеализация же детей, набрасывая розовый флёр* на наши глаза, только помешает нам взять верную дорогу при воспитании.

Любить детей со всеми их недостатками, стараться принести им больше пользы и радости - можно и должно, даже отдавая себе ясно отчет во всех их разнообразных и противоположных качествах. (...)

III

Теперь перейдем к вопросу о принуждении и наказаниях.

Сторонники свободного воспитания категорически утверждают, что всякое воспитание должно обходиться без всякого принуждения и наказания. Возможно ли это? - Ответить на поставленный вопрос вообще нельзя ни в ту, ни в другую сторону. Надо знать все условия, в которых находится данная семья или школа, поставить их в связь с окружающими, и тогда уже ответить.

Нет ничего более ошибочного, как давать категорические решения и правила вне времени и пространства. (...)

Идеал всякого современного педагога всякой системы воспитания, конечно, состоит в том, чтобы обходиться без всякого наказания. Против этого не спорят даже самые свирепые учителя.

Ведь каждому приятно, чтобы все обходилось тихо, мирно, без злобы; но как это сделать, насколько это возможно? В этом-то и лежит центр вопроса и споров. Как достигнуть идеала? При каких условиях возможно осуществление его?

Очевидно, что воспитатель с недостатками не сможет его выполнить. Точно так же и идеальный учитель окажется не в силах достичь идеала, если будет получать из семьи уже достаточно испорченных детей или если обстановка школы не даст ему возможности проявить все свои высокие качества. Одним словом, идеал достижим, если будут идеальные воспитатели, идеальные семьи, идеальные организация и постановка школы и т. д.

Как видите, все: если, если и если; и при том нельзя сказать, чтобы все эти “если” были легко выполнимы, хотя бы даже только приблизительно. (...)

Ко всем упомянутым выше “если” прибавляется еще одно, еще более невыполнимое, еще более неподвижное, еще более трудно поддающееся воздействию, именно - если окружающая жизнь будет близка к идеалу.

Только при очень легком, поверхностном отношении ко всем этим “если” можно от них отделаться в своих теориях.

К сожалению, последователи свободного воспитания сильно грешат этим.

Для них, например, ничего не стоит поставить условия: если в школе каждый ребенок будет иметь всегда возможность заниматься тем, что его интересует; если будут на лицо все условия для свободного творчества детей; если учителя и родители в своей жизни будут всецело следовать принципам нравственности; если родители не будут считаться с практическими требованиями окружающей действительности и т.д.

Написав с десяток-другой таких “если”, они считают вопрос поконченным, решенным, тогда как именно вопрос и заключается в рассмотрении всех этих “если”. (...)

И вот, рассматривая все нынешние условия воспитания, мы должны откровенно признать: и мы - учителя, и родители, и наши семьи, и окружающая нас действительность, и наши даже лучшие школы очень далеки от идеала. Следовательно, и идеал воспитания - отсутствие всякого принуждения, всяких наказаний - может стоять перед нами только вдали, как звезда, указывающая путь. Осуществить же его теперь невозможно.