Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 57

Степень же приближения к идеалу зависит от множества условий.

Чем ближе к совершенству какой-либо из важнейших факторов воспитания, тем меньше придется прибегать к принуждению, приказаниям и наказанию.

Следовательно, в каждом отдельном случае необходимо предварительно исследовать значение входящих неизвестных, и, в зависимости от этого, ясно поставить себе определенную достижимую цель. Тогда уже можно начертать себе приблизительно и предстоящий план деятельности.

Однако для чего же нужно такое искажение идеала? Не лучше ли идти себе прямо к нему, без оглядки на окружающее?

Сколько позволят обстоятельства, столько и будет сделано!

Такое возражение было бы совершенно правильно, если бы методы воспитания представляли из себя нечто неизменное, одинаковое при всяких обстоятельствах.

Между тем теперь все согласны с тем, что способы воспитания должны быть в высшей степени гибкими и приспособляться к индивидуальности ребенка, видоизменяться в зависимости от его семейной обстановки, от организации школы, от окружающей жизни, вообще от всего, даже от всяких мелочей.

Таким образом, установить наилучший прием обучения и воспитания на все случаи жизни невозможно.

Все зависит от того, кто, когда, в какой обстановке, в применении к кому, в какой стране выступает в роли воспитателя.

Одни и те же приемы в разных условиях могут дать противоположные результаты. (...)

В деле воспитания, имеющем громадное количество труднейших преград, на успех можно рассчитывать только тогда, когда будем сообразоваться со всеми препятствиями и условиями дороги и, соответственно этому, запасаться подходящими методами и ставить себе ближайшие вехи по пути к общему идеалу.

________________

Теперь разберем современные условия воспитания в отдельности каждое.

Если мы возьмем даже тех немногих у нас учителей, которые всю душу вкладывают в свое дело, то и у них, за исключением нескольких единиц, мы найдем крупные недостатки: один недостаточно красноречив, другой в своей жизни не вполне безупречен, третий не совсем терпелив, над четвертым тяготеют еще старые методы и предрассудки и т. д.

Большинство же учителей и воспитателей стоит, конечно, несравненно ниже. (...)

А раз воспитатель не обладает всеми необходимыми качествами, то, понятно, ему не удается обойтись без принуждения и вообще более грубых методов. (...)

Не лучше обстоит у нас дело и с материалом, который поступает в руки воспитателей, - с нашими детьми.

С одной стороны, как я уже доказывал, дети от природы имеют некоторые отрицательные задатки; с другой стороны, плохо поставленное семейное воспитание и довольно дикая, беспорядочная, бессодержательная окружающая жизнь накладывают на них свой тяжелый отпечаток.

Благодаря этому многие самые прекрасные методы могут потерпеть крушение.

Вы пытаетесь, например, воздействовать на детей лаской, убеждением. Но многие из них с колыбели привыкли видеть только одно сдерживающее над собой начало - палки и колотушки. Сердце их уже ожесточилось, они знают и понимают только право сильного.

Понятно, что многие из них, не видя над собой палки, не понимая никаких других способов воздействия, не обратят никакого внимания на наши убеждения, начнут злоупотреблять своей свободой, своей физической силой над более слабыми, станут мешать вам учить и воспитывать других. К этой группе еще примкнут некоторые колеблющиеся, и этого будет достаточно, чтобы они сумели разрушить все ваши усилия, все ваши планы.

Обычно против приведенного взгляда возражают, что “доброта непобедима”, и в поучение приводят один-два примера, как самый закоренелый преступник раскаялся, встретив всепрощение, великодушие вместо злобы и мести.

Однако сколько можно было бы насчитать противоположных случаев?!

Действительно, бывают такие обстоятельства, при которых доброта оказывает прямо чудеса, но возводить эти случаи в какой-то непреложный закон нет никакого основания; особенно приходится сомневаться насчет непобедимого влияния доброты, когда последняя окружает ребенка не сплошь со дня рождения, а лишь редкими моментами, когда эта доброта составляет лишь ничтожнейшую долю среди необъятного моря житейского зла.

Ежедневные наблюдения семейной и школьной жизни убеждают нас, что очень часто бесконечная доброта вовсе не обезоруживает детей, а, напротив, дает им повод только сильнее проявлять свои капризы, предъявлять все большие требования и делает из детей часто настоящих деспотов.

Как часто мы также видим, что в школе некоторые ученики благодаря своей терпеливости и доброте делаются прямо мучениками вследствие издевательств со стороны товарищей. (...)

Теперь рассмотрим зависимость применения тех или иных методов от материальных средств. (...) Чем богаче школа, тем большее количество учителей и воспитателей она может пригласить на то же количество учеников. (...)

Ясно, что возможность правильной организации занятий, индивидуализации их соответственно интересам детей будет при этом совершенно различная. (...)

Я имею смелость утверждать, что и учитель - человек, и поэтому имеет полное право беречь свои силы и нервы, принять во внимание хоть немного свои интересы, чтобы после двух-трех лет работы не превратиться в инвалида.

Наконец, всякой школе, всякой семье, если только на их попечении находятся дети, необеспеченные собственностью родителей, приходится принимать во внимание и потребности добывания средств к существованию. Приходится думать не только о том, что интересует детей, но и о том, что им необходимо в самом прямом и бесспорном смысле этого слова (напр.: грамотность, знание главнейших правил общежития и государственного порядка, ремесло, подготовка к дальнейшему образованию и т. п.).

Таким образом, всякому предубежденному человеку сразу бросается в глаза утопичность, невыполнимость требования обойтись без принуждения, без дисциплины и притом в довольно больших размерах, принимая во внимание окружающую действительность.

Попробуем для наглядности представить себе картину школы, которая попыталась бы осуществить теперь же указанное требование во всей его последовательности.