Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 22

          (...) Основною формою психического взаимодействия в первом случае является подражание. Это подражание составляет отличительную господствующую черту во всех тех случаях, когда психологический автоматизм господствует в жизни личности безраздельно, и в той или другой форме оно играет роль, поскольку и в жизни нормальной личности имеют место процессы психологического автоматизма. В той мере, в какой личность является психологическим автоматизмом, она, вступая в психическое взаимодействие с другими личностями, имеет тенденцию подражать им во всем. (...)

          Если это взаимодействие происходит в сфере мысли или идей, то личность начинает думать чужими мыслями, повторять чужие идеи, не перерабатывая их и не сравнивая с результатами своего собственного прошлого личного опыта и личного мышления, и не пытаясь примирить те противоречия, которые в данном случае могут существовать. Как автомат, она является эхом господствующих кругом нее идей. Если эти идеи хороши; если в них содержится хотя бы крупица правды и истины, то и мысли, которые высказывает данная личность, будут хорошими, но это - не собственные продуманные мысли, не продукт личной долгой и упорной работы, неутомимого искания истины, не результат интенсивного творчества, это - не настоящая монета, не слиток золота, а только одни блестки и мишура, за которыми не скрывается ничего сколько-нибудь ценного. (...)

          Подобным же образом, если психическое взаимодействие между таким автоматом и окружающими его людьми происходит в области чувствований или эмоций, то он является отражением, зеркалом тех чувствований, которые переживают окружающие его люди. Его настроение изменяется с настроением окружающих лиц. Его чувства поэтому крайне изменчивы, не глубоки и поверхностны, нисколько не затрагивая самой интимной стороны его души. Они сильны и непосредственны в своем выражении, потому что не встречают противовеса со стороны сознательной и разумной воли и не  сдерживаются другими чувствованиями, но являются не столько отражением личности, сколько окружающей среды. Они имеют, если можно так выразиться, внешний характер, - в них недостает сердечности и задушевности, характеризующих всякое истинное чувство, насколько в нем принимает участие та творческая психическая сила, которая составляет интимное ядро личности. Подобный автомат может обнаружить, по-видимому, и самые героические, возвышенные чувства, но наряду с этим он может проявить и такие дикие, отвратительные эмоции, которые граничат с преступлением. Это можно наблюдать, напр., на действиях толпы. (...) Толпа часто совершает, как показывает история, изумительные подвиги самоотвержения, но вместе с тем проявляет часто возмутительную жестокость и бывает необузданна в своем гневе. Нередко бывает достаточно самого ничтожного толчка, чтобы настроение толпы переменилось прямо в противоположное.

          (...) Психическое взаимодействие в области практической деятельности или поступков, поскольку оно совершается на почве психологического автоматизма, будет иметь своим последствием подчинение личности чужой воле. Как психологический автомат, вступая во взаимодействие с другими, она делается орудием их воли, она хочет того, чего хотят другие, и слепо повинуется им. Воля чуждого и остающегося чуждым ей существа делается для личности законом ее поведения, насколько между нею и этим существом устанавливается психическое взаимодействие. (...)

          Копирование другого в области мысли, чувства и действия, подражание, пассивная симпатия и рабское повиновение, - вот к чему сводится психическое взаимодействие, поскольку оно происходит на почве психологического автоматизма. (...)

          Если бы не было обмена мыслей, если бы человек в интеллектуальном отношении являлся изолированным существом, то объективное знание, или наука, никогда бы не возникло и человек никогда бы не вышел за пределы узкого миросозерцания, выработанного на основании только личного опыта и личного мышления. Только при помощи обмена мыслей личный опыт отдельной личности и результаты ее умственной обработки этого жизненного опыта могут становиться общим достоянием, могут сравниваться и сопоставляться с таковым же личным опытом и результатами мышления других людей. Знание есть социальный продукт, и только благодаря обмену мыслей человек может приобщиться к той богатой сокровищнице умственных благ, которые человечество накопило в продолжение своего развития и продолжает накоплять все в более возрастающем размере. Чем шире обмен мыслей, чем он интенсивнее, тем быстрее может идти рост научного знания как в отдельной личности, так и в целом человечестве. И все, что задерживает этот обмен мыслей, все это является препятствием для умственного прогресса, составляющего необходимое условие и для развития человека как в эмоциональном отношении, так и в отношении воли.

          Вслед за обменом мыслей идет то, что может быть названо обменом чувствований или эмоций. Человек может не только передумывать мысли других людей, сравнивать их со своими собственными, критически проверять, приводить во взаимную гармонию и делать таким образом их своим собственным умственным достоянием, - он может также переживать волнующие этих последних чувства и страсти и испытываемые ими удовольствия и страдания, и переживать не внешним образом, не пассивно, а так, что при этом затрагиваются самые интимные, самые сокровенные струны его души. Благодаря психическому взаимодействию не только мысль других, критически проверенная и приведенная в гармонию со всем строем нашего миросозерцания, может стать нашею мыслью, но и чувство, переживаемое другим, может стать нашим чувством, будучи не просто пассивно воспринято, но переработано до степени активного стремления. (...)