Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 81

Это больные так называемым нравственным помешательством (moral insany), и таких детей надо уже не воспитывать, а лечить. Неспособность приобретать нравственные понятия, говорит знаменитый французский психиатр Морель, не происходит ни от дурного воспитания, ни от среды, ни от пагубных примеров, ни от идей, распространяемых вредными книгами, как обыкновенно склонны думать. Она имеет свои источники в самой  о р г а н и з а ц и и  индивидуума, во влиянии болезненной наследственности, которое господствует над положением, и которое при известных условиях, роковым образом порождает у своих жертв дурные инстинктивные склонности. (...) Как правило, по словам Эммингауза, эта болезнь есть продукт тяжелого болезненного [пред]расположения, потому что страдающие ею представляют многочисленные морфологические и функциональные признаки  в ы р о ж д е н и я. Но это случается сравнительно редко. Точное сопоставление относящихся сюда случаев, по словам одного психолога, приводит к выводу, что наследственность психических болезней встречается не так часто и безусловно, как это можно было бы думать под впечатлением имеющихся случаев. Иногда обнаружение ранней безнравственности у детей бывает следствием случайных дефектов или повреждений нервной системы. Что вообще повреждение нервной системы может вести за собою изменение или порчу нравственного характера, это факт, твердо установленный современной психологией и психопатологией. (...) Много из того, что нам кажется проявлением злой воли в детях, есть не что иное, как более или менее быстро переходящая реакция впечатлительного организма на вредоносные внешние импульсы. Наконец, кое-что из того, что считается пороками и недостатками детей, надо отнести на долю темперамента, имеющего не меньшее, чем наследственное, влияние на образование характера. Но, что такое темперамент? По остроумному определению Шмидта, темперамент - это климат человека, как всякая страна, говорит он, имеет свой климат, так и всякий человек имеет свой темперамент; темперамент страны - ее климат, климат человека - его темперамент. Подобно тому как есть страны со счастливым климатом, так есть и люди, обладающие счастливым темпераментом.

По словам Вундта, меланхолики и флегматики по природе склонны к пессимизму, т.к. видят только настоящее, сангвиники и холерики смотрят в будущее, верят в улучшение настоящего. Кант думал, что темперамент оказывает влияние даже на отношение   ч е- л о в е к а   к   р е л и г и и. В религии, говорит он, холерик будет ортодоксальным, сангвиник – свободомыслящим, меланхолик – мечтателем, флегматик - индифферентистом. Естественно, что сангвиник будет менее устойчивым и в нравственном отношении.

Однако вполне отрицать значение психопатической наследственности, ведущее к вырождению, невозможно. Такие яды, как алкоголь и сифилис, отравляют нервную систему не только родителей, но их детей, их потомства.

С другой стороны, границы воспитания ставятся наследственностью и хороших, добрых задатков, предопределяющих до некоторой степени будущую судьбу ребенка.

Изучение автобиографий и биографий замечательных людей убеждает нас в громадном значении  н а с л е д с т в е н н о с т и   в жизни людей и совершенно подрывает доверие к педагогическим теориям, вроде Граубаха, Бенеке и других, верящих в  о д и н а к о-   в ы е    с п о с о б н о с т и    в с е х   л ю д е й, они наследуют от родителей не только то или другое направление ума, но часто их страсти и характер. (...)

Несомненна также  и   н а с л е д с т в е н н о с т ь   х а р а к т е- р а. Она подтверждается многочисленными примерами из жизни выдающихся людей, о родителях и детстве которых история сохранила сведения. (...) Как думает Рибо, что влияние природы всегда берет перевес, но в то же время намечает границы воспитания, через которые не всегда удается перешагнуть. “Как бы ни было могущественно влияние воспитания, - говорит справедливо Маудсли, - оно строго ограничено размерами способности, присущей природе личности. Нет в свете такого воспитания, которое виноград заставило бы расти на яблоне, а винные ягоды на чертополохе. Подобным же образом ни один смертный не может перешагнуть через свою природу. В каждом отдельном яйце индивидуальная наследственность заготовляет для каждой личности особую будущность. Судьба каждого из нас устроена предками, и кто бы ни пытался, никто не может избежать тирании своей организации”. Отсюда ясно, что школе только тогда удастся достигнуть своей цели, если она сумеет разобраться в природных задатках каждого индивидуума и сообразовать с ними свои воспитательные воздействия. Здесь на первый план выступают дети или отягощенные тяжелой психопатической наследственностью, или, наоборот, богато одаренные. И те и другие требуют к себе особой внимательности. (...) Что касается детей, отягощенных нервно-патологической  наследственностью, то ясно, что и для них обычные школы совершенно бесполезны. Причем здесь необходимо различать два случая: имеем ли мы дело с детьми умственно отсталыми или нравственно больными. И те и другие нуждаются в особом заботливом, хотя и совершенно различном уходе. Детей последней категории обычная нормальная школа обыкновенно удаляет, большей частью в период переходного возраста, когда их недостатки обнаруживаются особенно резко. (...) Умелый, заботливый уход, который невозможен в общих школах, таких детей сделает полезными членами общества. Наконец, и среди нормальных детей мы встречаем бесконечное разнообразие индивидуальных задатков, от умелого использования которых зависит всецело успех воспитания. Несчастье наших школ главным образом заключается в том, что они ко всем детям предъявляют одинаковые требования, не считаясь ни с размерами их душевных способностей, ни с направлением их духовных интересов. В интересах как будущности детей, так и своих собственных, педагог никогда не должен забывать, что “воспитание строго ограничено размерами способности, присущей природе личности”.

Вопросы воспитания: Сб. ст. О. Мессмера, В. Рахманова, Н. Румянцева. - С.-Пб: Изд. газеты “Школа и жизнь”, 1911.- С. 45-63.