Хрестоматия отечественной социальной педагогики: свободное воспитание. Том III, страница 90

Мы верим в успех этого дела потому, что слишком глубоко наше убеждение, что мы выступаем на борьбу за счастье грядущих поколений, за свободу человеческой личности.

Чехов Н.В. Свободная школа. Опыт организации средней школы нового типа. - М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1907. - С. 1-39. 


Раздел III. По страницам журнала

“Свободное воспитание”*

 И. Горбунов-Посадов**

ОСВОБОЖДЕНИЕ ШКОЛЫ И

НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

IV

(...) Государственная школа не могла никогда быть и не может быть школою, достойною человечества, школою гуманитарного просвещения, проводящего в духовную жизнь народную высшие достижения человеческого духа, и (…) поэтому народы ради высшего духовного блага их должны быть освобождены от права государства распоряжаться их духовною жизнью. (...)

Всегда государство задерживало народное просвещение на более низкой ступени, чем способен был бы данный народ осуществить в своей жизни просвещение это при свободной самодеятельности народной.

 Высшие идеалы человечества никогда не находили (и не могут найти) места в школах, управляемых государством.

Всегда во главе школьного дела государством ставились не те передовые умы, которые осуществляли бы высшие духовные задания века, высшие духовные стремления человечества, не те умы, которые стремились бы в основу просвещения положить великие начала истинного братства, исключающего всякое разъединение людей, начала истинной свободы, исключающей всякое насилие, начало истинного равенства, исключающего всякую начальственность и т.д., и т.д. Идеалы таких людей всегда шли вразрез с государственными основами и заданиями. (...)

Народное просвещение - это то, что не должно, не может никем управляться, командоваться. Истинное просвещение может быть только самопроизвольным творением народным.

Просвещение и управление, начальствование - командование - понятия, исключающие друг друга.

Истинное народное просвещение есть взаимная передача членами народной семьи друг другу через духовное общение, через печатное слово, через школу всего наивысшего, наилучшего, добытого человеческим духом, знанием, опытом. Народное просвещение должно созидаться, организовываться самим народом, при помощи свободного объединения всех лучших его духовных сил, свободно работающих для этого, свободно объединяющих в школьную общину отдельной школы, затем в кооперацию таких школьных общин, во всякие союзы, лиги взаимного обучения, образования, просвещения и т. д. (...)

Навсегда должен быть отброшен взгляд на учителя и учащихся как на какие-то колесики, винтики государственного механизма. Ни учителя, ни учащиеся не машины, не пешки, не рабы. У каждого из них свои склонности, свои стремления, свои взгляды, и только то преподавание и то изучение может быть продуктивно, которое соответствует стремлениям, способностям и задачам каждого данного учителя и данного ученика, а не насильственно навязывается кем-то.

В самых либеральных руках однообразное вколачивание всех школ в рамки единой программы, единого плана, единой организации всегда было и будет пагубно для дела народного просвещения, которое должно, как чудное, могучее дерево, для того чтобы оно давало свои плоды, расти на полной свободе, на полном просторе, свободно поднимаясь своей никем не урезаемой вершиной ввысь и ввысь, все ближе и ближе к вечному солнцу истины.

V

Школа должна созидаться и руководиться одною только высшею духовною жизнью народной, свободной братской совокупностью объединенных усилий всех трех членов школьной общины - учителя, родителя и ребенка-юноши - при содействии всего населения, для которого школа должна стать самым дорогим детищем, самым насущным делом жизни, а не сторонним делом, которым заведуют какие-то царские или республиканские начальники просвещения.

Народное просвещение должно стать свободным творческим делом народной самодеятельности. (...)

Разумная жизненная школьная работа мне представляется в таком виде: основа ее - школьная община, община данной школы, где учителя, дети, родители образуют единое братство, взаимно содействующее общему успеху школьного дела. Такие школьные общины объединяются в районные или объединяющиеся по тем или другим особым задачам свободные школьные группы, взаимно помогающие друг другу, взаимно делящиеся друг с другом своим материалом, своими сведениями, своим опытом. Школьные группы эти объединяются в союзы школьных общин для всевозможной взаимной помощи в просветительной работе, для работы над постоянным прогрессом дела народного образования.

Здесь не может быть и речи ни о каких педагогических начальствах, инспекторах и директорах школьных районов и т.п., так как начальствование и просвещение - понятия, исключающие друг друга. Педагогами родителями должны выбраться лучшие, наиболее осведомленные, наиболее способные, наилучшие друзья - товарищи учителей и детей, педагоги, на которых ложится обязанность быть школьными сотрудниками-осведомителями, экспертами, которые, посещая школы, наблюдая работу их, разносят учителям необходимые сведения, вновь и вновь вырабатывающиеся указания педагогической науки и педагогического опыта лучших школ и т. д. и т. д. (...)

Первое право людей - это право свободно добывать и сообщать знания, свободно организовывать свое образование, свободно строить свою школу, совершенно самостоятельно вести свою педагогическую работу, свободно учиться в духовно-свободной атмосфере!

VI

Однако было бы глубокой ошибкой, если бы, достигнув даже этой необходимейшей свободы народного просвещения, этой новой, жизненной, самодеятельной, автономной постановки школы народной, работники ее решили бы, что самое главное уже сделано, тогда как никакое внешнее осуществление свободы не может еще достигнуть истинного осуществления высших целей просвещения, если на ряду с ним не будет также широко и полно осуществлено внутреннее освобождение школы, внутренняя свобода школы, внутреннее осуществление духа любви и свободы в душе самого учителя, во всем внутреннем духе школы.