Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 90

Ввиду того, что для детей с церебральным параличом характерна повышенная отвлекаемость, иногда от педагога требуется немало выдумки и фантазии вовремя использовать и применять тот или иной наглядный материал, который помог бы ребенку сосредоточиться. Использование различных пособий дает возможность облегчить моим детям процесс восприятия музыки, помогает лучше понять ее. Стараемся, чтобы все пособия были красиво оформлены, доступны детям по содержанию, удобны в обращении, интересны. Такие пособия являются незаменимыми помощниками в общении с детьми, так как некоторые из них отличаются сильной рассеянностью, неусидчивостью, не могут сосредоточиться. Дидактический материал, который применяем в разделе пения и слушания, побуждает моих воспитанников к активности. Яркие и красочные, они применяются и при обучении игре на музыкальных инструментах, повышают интерес во время движений, развивают общую активность.

Одно из главных мест в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями занимает индивидуальная работа. В индивидуальном общении можно не только выполнять различные коррекционные задания, но и побеседовать с ребенком, выяснить его возможности желания, интересы. Из таких бесед узнаю многое о ребятах: у Иры дома осталось пять сестер и братьев, Лена любит животных, к Сереже домой можно добраться только самолетом или теплоходом, у Миши никого нет, но он хорошо помнит своих воспитателей из детского дома, У Саши оказался хороший музыкальный слух, и он знает много взрослых песен.

В процессе индивидуальных встреч с детьми можно выявить их интересы, желания, возможности, заинтересованность, побороть робость и стеснительность, добиться того, чего невозможно получить во время фронтальных занятий. С этой целью используем наглядные пособия, игрушки, грамзаписи. Так, занимаясь с Женечкой, я почувствовала большую любовь девочки к русским народным песням. Узнала о ее доброй и милой бабушке. Впоследствии Женечка была самой юной и активной участницей школьного ансамбля ложкарей, в который пришла еще будучи дошкольницей. Она была солисткой и ведущей ансамбля, побывала в Москве на Международном фестивале. Несмотря на больную руку, Женя овладела игрой на заборных и сторожевых трещотках, колоколах, свистульках.

В индивидуальных беседах, занятиях с ребенком стараемся использовать больше наглядности, подбираем музыкальное сопровождение к играм, упражнениям с учетом не только физических, но и психических нарушений. Так при возбудимых формах поведения (драчливости, раздражительности, агрессивности) предлагаем ребенку спокойную мелодию, в замедленном темпе немного тише обычного. Во время работы с детьми заторможенного характера (отличающихся вялостью, пассивностью, медлительностью, пугливостью, тревожностью, плаксивостью) используем веселую, быструю музыку. Ее можно исполнять на любом музыкальном инструменте или предложить в записи.

Часто в разговоре со знакомыми приходится слышать: "Да оставь ты этих детей, какие исполнители, если речь идет о больных детях". Да, действительно, к нам попадают дети, имеющие разные тяжкие недуги: кто навечно приговорен к костылям, у кого безнадежно парализованы руки, кто почти с утраченной речью и координацией движений.

И, видимо, есть на свете высшая справедливость, если к детям спешат со всех концов города педагоги, воспитатели, врачи. Иной раз смотришь на них и думаешь, откуда берутся силы душевные, чтобы день за днем спешить в интернат, оставаясь в его стенах бодрыми, веселыми и симпатичными.

Вроде и специальности у всех разные, и профессии, но всех объединяет общая работа, направленная на отдельно взятую руку, ногу, язык, на общее самочувствие детей, на то, чтобы они не концентрировались на мысли, что жизнь – это только болезнь и одиночество.