Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 65

Как и культуру общества в целом, физическую культуру можно рассматривать с разных точек зрения. Для относительно полной ее характеристики надо иметь в виду аспекты: деятельностный (как процесс рационально организованной социально-культурной деятельности); предметно-ценностный (как совокупность предметов, представляющих определенную ценность для удовлетворения общества и личностных потребностей) и результативный (как результат социально-культурной деятельности). 

Составными частями физической культуры, как крупнейшей области общественной практики, в которой реализуется социокультурная деятельность, являются физическое воспитание, спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация.

Задачами физкультурного воспитания являются обеспечение направленного развития жизненно важных физических способностей детей и подростков, оптимизация их состояния здоровья, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений и навыков. В этом случае мы имеем дело с физической культурной деятельностью, т.е. деятельностью, направленной на достижение физического совершенства индивида.

Физическая культура особенно тесно связана с процессом физического развития человека - закономерным процессом становления, формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных функциональных свойств человеческого организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Исторически эта область социальной практики складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающих и взрослых поколений к труду,  первому и главному условию человеческого существования.

По мере становления в обществе целостной системы социально-культурной деятельности и ее составной части – образования и воспитания физическая культура органически вошла в нее в качестве основного фактора формирования разнообразных двигательных умений и навыков, необходимых как для реализации, так и для увеличения деятельностных возможностей человека, разностороннего воспитания физических способностей, а также в качестве одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. Наряду с этим в условиях технического прогресса, изменения характера труда и жизненной среды человека физическая культура приобретает все большую ценность как эффективное средство профилактики заболеваний, восстановления нарушенных функций, сохранения и повышения дееспособности организма, оптимизации его физического состояния, как того требуют закономерности сохранения и укрепления здоровья. Благодаря именно этим факторам физическая культура способна войти в современную культуру человека, став её крупной и неотъемлемой частью.

Физическая культура, как род социокультурной деятельности, имеет    своей специфической особенностью целесообразную двигательную активность человека. Иначе говоря, она представлена рациональными формами двигательной активности (деятельности, существенными моментами которой являются движения, организованные в систему активных мышечно-двигательных действий). В физическую культуру входят не всякие, а лишь такие формы рационно-двигательной деятельности, которые позволяют наилучшим образом сформировать нужные в жизни двигательные умения и навыки, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических способностей, оптимизировать состояние здоровья и работоспособности. Основные элементы такой деятельности получили название физических упражнений.

Как свидетельствуют исторические источники, формы действий, вошедшие в состав физической культуры, во многом воспроизводили элементы первых форм трудовой деятельности, имевшей преимущественно характер физического труда (Пономарев Н.И.). В процессе последующего развития физическая культура в большей мере включала в себя специфические формы движений и действий (игровые, спортивные, гимнастические и др.) специально сконструированные применительно к потребностям решения культурно-образовательных, воспитательных, оздоровительных и других задач. В прикладном отношении физическая культура была и остается средством заблаговременной подготовки к трудовой и социальной практике.