Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 51

Мы получаем удовольствие и радуемся, что можем помочь своим ребятам преодолеть трудности, связанные с недостатками движения и речи. Видим, что их жизнь становится содержательнее, радостнее, полезнее. Детей объединяет не только общее заболевание, но и их интересы, увлечения, общая цель, которую они достигают своим упорным трудом, занимаясь в одном коллективе. А главное - ребята становятся уверенными и самостоят

9.

Состояние и перспективы развития социально-культурной реабилитации в детских реабилитационных центрах

Гуслова М.Н., к. п. н., специалист ГУ Московской области

  «Областной социально-реабилитационный и

 научно-методический центр «Семья»

Основной задачей Центра реабилитации является работа, связанная с разработкой индивидуальных программ абилитации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в медицинском, образовательном, социальном, физкультурно-оздоровительном, рекреационном аспектах. С психолого-педагогических позиций реабилитация рассматривается как система медико-педагогических и социальных мер, направленных на включение ребенка с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду с учётом его психофизических возможностей.

При реабилитации личности ребенка нужно учитывать следующие важные моменты:

1. Ребенку с инвалидностью крайне необходимо расширение контактов с социальной средой, окружающей природой, они способствуют обогащению его эмоционально-чувственного опыта. Вынужденная изоляция или ограничение контактов с внешним миром обедняет внутренний мир детей с отклонениями в развитии, делает его однообразным, серым.

2. Для ребенка очень важны физическое развитие, коррекция и компенсация физических недостатков.

3. Для реабилитации ребенка огромное значение имеет трудовая деятельность, но при этом очень важно, чтобы в результате этой деятельности он испытал ситуацию успеха.

4. У ребенка должно идти накопление этически верных представлений о нравственных качествах личности, опыта культуры поведения.

5. Ребенку необходимо расширение социальных контактов, получение опыта его взаимодействия со сверстниками, с другими людьми.

Все эти направления реабилитационного процесса выполняются в результате внедрения в деятельность Центра реабилитации социально-культурных технологий.

У инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, существуют свои психологические проблемы. В первую очередь – дефицит общения. Наблюдение за инвалидами выявляет у них неумение устанавливать контакт с окружающими, они испытывают внутреннюю скованность и беспомощность перед незнакомыми людьми. Поэтому ради собственного спокойствия они не стремятся к общению.

В то же время, не получая внимания со стороны людей, они испытывают дискомфорт, который может привести к депрессии, неверию в свои силы, отчуждённости. «В условиях депривации общения инвалиды часто не понимают эмоционального состояния окружающих, не умеют соответственно на них реагировать и адекватно проявлять соответствующие эмоции. Это обусловлено в первую очередь отсутствием постоянных совместных сопереживаний, возможностей делиться своими чувствами с другими. Кроме того, они чаще переживают негативные чувства, связанные со своими дефектами – стыд, досаду, печаль, унижение, болезненность и т.д. В то же время, значительно меньше опыт положительных переживаний: восторга, теплоты, влюблённости, понимания, сочувствия, бодрости духа и др. Если и имеется опыт радостного общения, то касается он только узкого круга людей в семье» [5, с.23].

Прекрасным средством ухода от одиночества, развития эмоциональной сферы являются занятия творческой деятельностью. В последние годы значительно возрос интерес к реабилитации инвалидов средствами культуры, искусства, спорта. «Социокультурная реабилитация – это система мер социального и культурного характера, направленных на поддержание социального статуса инвалидов, на устранение или максимально возможную компенсацию утраты функций в обществе как полноправного члена, на восстановление его психического здоровья, социальных связей» [5, с.3].