Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 52

Испытав радость творчества, инвалид может изменить свою жизненную позицию, отношение к себе, своей жизни, дефекту, более оптимистично смотреть на жизнь, окружение.

Если у инвалида появляется умение что-то делать, он стремится к более широкому общению и признанию своего равноправия с типичными людьми. В странах Западной Европы, США, Канаде на людей с инвалидностью, в том числе и с умственной отсталостью, распространяется «принцип нормальности», рассматривающий человека с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего личностью, имеющей потенциальные способности к участию во всех аспектах жизни общества. Принцип нормальности и тесно связанная с ним концепция «независимой жизни» стали распространяться и в нашей стране. Всё больше инвалидов хотят жить обычной жизнью, т. е. жить так же,  как и другие, имея возможность самим решать, что делать, с кем встречаться и куда пойти, будучи ограниченными лишь в той степени, в которой ограничены другие люди, не имеющие инвалидности. Это значит, иметь право ошибаться также, как любой другой человек.

Эту мысль в своём стихотворении выразила Лапшина Наташа - ученица школы-интерната «Омет» («Надежда» - с татарского) № 86 для детей-инвалидов с заболеваниями детский церебральный паралич г. Набережные Челны.

Кто вам сказал, будто мы инвалиды?

Кто вам сказал, будто мы инвалиды,

Будто мы хуже вас в чём-нибудь?

Зачем нас увидев, глаза опускаете

И продолжаете прерванный путь?

Мы вас не хуже, мы вас не слабее.

Мы просто такие, какие мы есть.

И жить и работать с охотой умеем.

И      радости в жизни для нас тоже есть.

Вы к нам приходите – мы будем вам рады.

Мы с вами большая-большая семья.

Нам всем теплоты человеческой надо

Побольше друг другу сейчас подарить.

Чуть-чуть теплоты и бутоны раскроются,

У человека душа – как цветок.

Мы вместе живём, так давайте знакомиться.

Мы вместе живём, так давайте дружить!

Пример воплощения принципа независимой жизни мы видим в Астраханском областном социально-реабилитационном центре «Русь» (Директор – С.К.  Березин.). Основной задачей Центра  является комплексная реабилитация инвалидов: социально-медицинская, психолого-педагогическая, социально-бытовая, социально-средовая, трудовая, спортивная.

Одно из отделений центра – отделение социальной адаптации и интеграции молодых людей с умственной отсталостью. По существу, это дом постоянного проживания для молодых людей, рассчитанный на 40 человек, но пока в нём проживает 21. Сами себя молодые люди называют «бригадой». Они работают в Центре на штатных должностях на кухне, в прачечной, в мастерских, получают заработную плату, которую тратят по своему усмотрению. Комнаты, в которых живут по 2-4 человека, больше напоминают квартиры: ребята на свои деньги самостоятельно покупают телевизоры, магнитофоны, ковры, тумбочки, покрывала на кровати, люстры, бра. Они ходят в магазины, совершают покупки, посещают театры, музеи, общаются с незнакомыми людьми, те есть живут полноценной жизнью. Всё это, конечно же, не пришло само. За кажущейся легкостью обыденной жизни молодых людей стоит большой труд педагогов Центра, в первую очередь их наставника.

Большое внимание в Центре уделяется эстетическому воспитанию детей,  подростков и молодых людей с инвалидностью. В Центре действуют различные кружки художественного творчества (керамики, вышивки бисером, изостудия, кукольный театр «Петрушка» и др.). Исключительное значение для детей и подростков имеет кукольный театр. Под руководством педагогов, воспитателей дети сами изготавливают  куклы и декорации, а затем выступают в роли актёров-кукловодов в спектаклях на праздниках центра.

Относительная простота управления куклами, любое число актёров, каждый из которых разучивает небольшую роль, делает кукольное представление доступным и занимательным. Одна из особенностей кукольного театра в том, что текст могут читать одни дети, а управлять куклами – другие, что нередко облегчает задачу участникам.