3. Принцип комплексности. Этот принцип ориентирован на:
- учет всех основных направлений и форм взаимосвязи инвалида с его природным, социальным и культурным окружением и реализующийся на основе единств социальной адаптации, художественно-творческой и духовной реабилитации, физического развития;
- дифференциацию структуры и содержания подготовки к труду детей с отклонениями в развитии в зависимости от имеющихся у детей нарушений, тяжести ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и трудового прогноза;
- последовательность и преемственность различных этапов подготовки, различных форм подготовки на одном этапе.
4. Принцип единства и взаимодополняемости индивидуализации и интеграции в содержании и формах учебного и внеучебного времени. Если индивидуализация осуществлялась в рамках образовательной деятельности, но интеграция воплощалась как в методах организации культурно-досуговой деятельности, так и в формах взаимодействия ребенка с внешней средой. И прежде всего речь идет о создании условий для активной коммуникации инвалида с его социальным окружением, интеграции в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями и детей, не имеющих проблем со здоровьем, обеспечении единства действий семьи и социальных институтов.
5. Принцип деятельностного подхода к организации процесса социально-культурной интеграции.
Поиск комплексных средств, наиболее радикально меняющих условия и характер развития ребенка и тем самым осуществляющих его реабилитацию, заключается в выборе деятельностного подхода к организации реабилитационного процесса. Данный подход выступает как альтернатива простому синтезу медико-терапевтических, учебно-педагогических приемов, имеющих своей целью "исправление" характера и поведения детей с патологиями. Временно улучшая физическое и психическое состояние путем затормаживания негативных реакций, этот синтез приемов существенного влияния на жизнь ребенка не оказывает - патологии и неблагоприятные условия определяют психическое развитие не сами по себе, а опосредованно, через деятельность растущего человека. Именно деятельность открывает возможности компенсации одних поврежденных систем другими, то есть преодоления биологических и социальных ограничений психического развития.
Деятельностный подход ориентирует на работу в "зоне ближайшего развития" ребенка, которая задает и в то же время ограничивает содержание помощи ему, предполагая не только сотрудничество педагогов, психологов и родителей в процессе деятельности, но и самого ребенка в том числе, а также подчеркивая роль хорошо организованного процесса обучения. И наконец, в центр реабилитации выдвигается сама организация адекватной возрасту и состоянию детей деятельности в определенной социальной ситуации их развития.
Деятельностный подход предполагает также соответствие содержания деятельности физиологической, психической и социокультурной природе человека, который в процессе реабилитации и адаптации выступает не только как объект благотворительности, но и как субъект социальной практики и собственной судьбы.
Социальная реабилитация имеет смысл и должна проводиться тогда, когда все возможные меры и предложения по медицинской реабилитации либо уже завершены, либо точно установлено, что они находятся в такой стадии, что не могут быть тормозом для нее.
Активное использование ресурсов и обеспечение социокультурной реабилитации и интеграции позволяют успешно решать основные социальные и социально-психологические проблемы детей с ограниченными возможностями, способствуя тем самым их становлению в качестве полноценных субъектов общественных отношений.
На наш взгляд, заслуживает внимания классификационные подходы к определению технологии социально-педагогической реабилитации проф. Селевко Г.К.[9], выделяющего следующие особенности целевых ориентаций:
· воспитать ребенка с ограниченными возможностями как представителя культуры человечества;
·
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.