Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 56

В Ордене успешно работают Отряды милосердия для учащихся 5-8 классов, на занятиях ребята изучают основы педагогики, основы психологии, основы медицины, дактильную и жестовую речь, в программе также большой культурно-досуговый блок. Для учащихся 9-11 классов работает Школа юного социального педагога, в программу обучения входят те же предметы, но на более высоком уровне, что и в младшем звене, но  добавляются массаж, валеология, декоративно-прикладное искусство.

Участие в работе Ордена вырабатывает лидерские качества, учит подростков легче входить в новый коллектив, быстро определять свое место в совместной деятельности, уметь быть правильно понятым, знать слабые и сильные стороны своего характера и учитывать их при выборе содержания и методов деятельности, что способствовало бы созданию у них высокой самооценки и снижению эгоцентризма. Для лидера необходимо уметь предварительно планировать свою деятельность, уметь действовать согласно намеченному плану, уметь в различных условиях находить возможности для проявления своих способностей и интересов.

Основные правила взаимодействия детей и взрослых в ДОМе:

-  предельное внимание к каждому;

-  признание персональности;

-  общение на равных;

-  открытость проблемам ребёнка;

-  стремление к пониманию внутреннего мира ребёнка;

-  запрет на «систему запретов»;

-  запрет на повышение голоса;

-  ответственность за того, кто привык к тебе, полюбил.

Демократический стиль общения в Ордене способствует развитию социоцентрической направленности личности с её кооперативностью, стремлением к сотрудничеству и взаимопомощи, снижаются эгоцентрические тенденции в развитии подростков.

Типичные дети из Школы юного социального педагога приходят на дом к инвалидам в рамках акций: «Платье для Золушки», «Мастер-Фломастер», «Карамелька» и т.п., выезжают волонтёрами в проводимые ДОМом  Творческие дачи и лагеря общения, помогают в устройстве выставок творческих работ детей-инвалидов, персональных выставок, например, выставки рисунков Мусина Рената, молодого человека с ДЦП, рисующего прекрасные картины, держа кисть в зубах.

На праздниках и занятиях встречаются вместе обычные дети, дети с инвалидностью, имеющие нормальный интеллект и отклонения в интеллектуальном развитии. Такие интегративные группы имеют большое значение для гуманистического воспитания детей. При этом дети с интеллектуальным отставанием приобретают навыки общения со сверстниками, взрослыми, умение четко выражать свою мысль, просьбу, слушать других.

Многие выпускники Ордена, в том числе и с инвалидностью, выбирают социальную работу в качестве профессии, поступают в соответствующие ВУЗы, работают по месту жительства при дворовых клубах города.

Можно сказать, что у подростков удовлетворены базовые потребности, о которых говорил А. Маслоу  — общение, признание и, в какой-то степени, самореализация. Становится ясным, что для построения целенаправленной работы с подростками-инвалидами необходимо учитывать их умственные позиции и личностные особенности, интересы и предпочтения в проведении занятий, бесед и досуговых мероприятий. Самый главный акцент делать на те виды деятельности, которые способствуют воспитанию активной гражданской позиции.

Большое значение социально-культурной реабилитации придаётся в школе-интернате «Омет» № 86 для детей с ДЦП г  Набережные Челны. У детей с церебральными параличами могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения. Психическое развитие отличается  неравномерностью: одни психические функции могут развиваться соответственно возрасту, другие – значительно отстают. Кроме того, при ДЦП имеют место нарушения интеллекта, речи, зрения и слуха, осанки, соматические заболевания, связанные с ранним органическим поражением головного мозга. У многих детей не сформированы умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, не развиты мелкая моторика рук и зрительно-двигательная координация.