Постоянная духовная активность, отличающая создателей и пользователей социально-культурных технологий, обусловлена постоянной необходимостью освоения личностью социальных ролей в сфере труда и досуга. Именно духовная активность человека реализуется в наиболее важных качественных характеристиках современных социально-культурных технологий.
Как субъект социально-культурной деятельности, овладевающий качественно более высокими технологиями, человек может и должен активно проявить свои способности и возможности в таких важных сферах самоутверждения и самореализации, как творческая, проективная, образовательная, досуговая и т. д.
По своему происхождению все социально-культурные технологии являются социогенными: их создание и пользование невозможны вне социальной среды, они являются продуктом человеческого труда, результатом целенаправленной культурной деятельности. В зависимости от того, кто является их творцом – социальная общность или отдельно взятая личность, эти технологии могут быть социально-культурными или индивидуально-культурными. Ценность каждой из них во многом зависит, с одной стороны, от влияния внешних экономических, политических, культурных и социальных факторов, а с другой – от генетически наследованных способностей и задатков у их творцов. Именно поэтому ценность технологий этого класса отмечена наличием двух начал – социального и индивидуального. Первичным здесь, естественно, остается начало социальное. Для того, чтобы создать самобытную индивидуально-культурную, подлинно авторскую технологию, человек должен не только родиться в общественной среде, но и попасть в сложившееся социально-культурное окружение, освоить необходимый минимум знаний, умений и навыков, сформироваться как творческая личность.
Примером исторически первых в практике социально-культурной деятельности технологий могут служить наполненные глубоким социальным смыслом и содержанием традиционные обрядово-ритуальные этнические формы. В современной социально-педагогической практике свидетельством таких технологий являются экспериментальные школьные программы эстетического и художественного воспитания (Д. Кабалевский, Б. Неменский и др.), комплексные программы развития народного творчества, охраны памятников истории и культуры, организации семейного досуга и т. д.
По своему происхождению
социокультурные технологии являются социогенными, поскольку их создание и
пользование невозможно вне социальной среды. Как овеществленные, так и
неовеществленные социально-культурные технологии входят в состав культурного
наследия и духовной жизни общества, являются культурным достоянием народа. Их
ценность заключается, прежде всего, в способности удовлетворять
социально-культурные, досуговые потребности отдельных людей и социума в целом.
В настоящее время проблема детей с ограниченными возможностями приобретает особое значение в связи с социальным кризисом, ведущим к изменению нравственного и материального благополучия населения. По данным Госкомстата России, в стране насчитывается более 1,5 миллиона детей с теми или иными аномалиями. На сегодняшний день в России функционируют сотни центров реабилитации, детских домов, социальных приютов, в которых находятся тысячи детей, среди которых 60-80% составляют дети с органическим поражением центральной системы, метаболическими нарушениями врожденного и наследственного генеза.
Тенденция к росту и распространенности детской инвалидности вызвала необходимость всесторонней помощи детям с ограниченными возможностями. Основными причинами, способствующими возникновению инвалидности у детей, как и прежде, являются: ухудшение экологической обстановки, рост детского травматизма, высокий уровень заболеваемости беременных, низкий уровень культуры здорового образа жизни и бытовой культуры, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, неблагоприятные условия труда женщин.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.