Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 43

Дети, играющие на треугольниках, должны были овладеть немалыми навыками и умениями, так как удар металлической палочкой о треугольник требовал четкости и точности. Постепенно вводили в движения с ложками новые элементы упражнений, некоторые движения предлагали сами дети. Варианты исполнения подобранных мелодий были разнообразны. Так под сопровождение фортепиано начинали игру ложкари, солировал ксилофон (исполнялись два скользящих движения молоточками по инструменту), ему отвечали колокольчики, затем вступали все трещотки и треугольники. Снова играли ложки, им подыгрывали ребята с пластмассовыми трещотками, потом повторялось звучание ксилофона с колокольчиками, и в игру вступал весь ансамбль.

Некоторые мелодии разучили только в исполнении на свистульках. Такое звучание радует не только ребят, но и слушателей. Свистульки приобрели на базаре, в магазинах (сухие и с добавлением воды). Особенно тепло встречали слушатели исполнение детьми мелодий на колокольчиках, да и сами исполнители с удовольствием разучивали такие задания, серьезно относились к упражнениям. Разные по тембру, высоте колокола чередуются в процессе исполнения и требуют от детей немало внимания и ответственности для слаженности, четкости звучания. Во время игры на колоколах дети учились ускорять и замедлять свое исполнение, реагировать на тихое и громкое звучание.

Особое внимание уделяли игре с пением. Обычно подбирали для такого исполнения русские народные песни. Несмотря на различные нарушения речи, многие дети с церебральным параличом отличаются хорошими музыкальными данными: отличным слухом, чистым голосом. Вот они и становились солистами.

Сочетание игры с пением придавало большую окраску ансамблю, от детей же требовалось более точного исполнения движений с инструментами, внимание, сосредоточенность.

Постепенно появились в ансамбле свои солисты. Вова и Оксана учатся в 4 классе. Еще будучи дошкольниками, они с большим желанием исполняли различные песни хором и индивидуально. Быстро запоминали текст песен, правильно передавали мелодию.

На праздниках Вова не мог танцевать вместе со всеми из-за поражения ног, но зато был постоянным солистом. Он пел много и с желанием (фото №     ).

Оксана - очень энергичная, бойкая девочка, принимала участие почти во всех кружках школы. Она пела песни самостоятельно, иногда запевала вместе с Вовой. Особенно Оксане нравились частушки и потешки.

Самой юной солисткой нашего ансамбля была маленькая Женечка из дошкольной группы. Ей всего 7 лет. У девочки чистый ровный голос, она верно удерживает мелодию, правильно берет дыхание между музыкальными фразами. Женя с большим вниманием и желанием запевала вместе с Вовой в русской народной песне "Где был, Иванушка?". А другую шуточную песню "Печь упала" исполняла с другим мальчиком Эдиком, тоже дошкольником.

У девочки правосторонний гемипарез, поэтому овладеть игрой на ложках она не смогла, а вот с помощью колокольчика или свистульки, взяв их в левую руку, Женя красиво выводила мелодии различных песен, дополняя общее звучание.

Поначалу она держалась в школьном коллективе сдержанно, не проявляла особой активности, хотя на музыкальных занятиях со своими дошкольниками с удовольствием пела и танцевала. Не хватало ей в коллективе и смелости, так необходимой каждому участнику ансамбля.

Несколько вечеров посвятила Женечке, задерживалась с ней у инструмента после занятий, беседовала "по секрету", выводила на откровенный разговор. В процессе таких бесед выяснилось, что девочка очень любит свою бабушку, воспитывающую ее, с нетерпением ждет от нее писем.

Впечатления от концертов ансамбля у ребят были огромные, незабываемые. Они с большим желанием брались осваивать новые движения ложками на занятиях, интересовались, куда поедут еще.

Выступлениями перед родителями, поездка в детский сад к здоровым ребятам сделали моих "артистов" более закаленными. У них исчезали робость, застенчивость, уверенней стали движения, у Лены, Юли, Светы уменьшились насильственные движения, ребята научились улыбаться во время исполнения.