Разработка технологий социально-культурной реабилитации детей-инвалидов в специализированных учреждениях, страница 29

Возможные для нелинейной системы варианты будущего называются в синергетике аттракторами (притягивающими множествами траекторий развития данной системы). Наличие аттракторов делает возможное развитие данной системы предсказуемым. Аттрактор творческой деятельности – это план, главная идея или образ, это эйдос Платона, идеальные формы Аристотеля, архетипы Юнга. Аттрактор – русло Дао, ощущаемое как истинный жизненный путь. Если система попала в конус притяжения аттрактора, то существует жесткая установка на определенное ее будущее состояние. Аналог аттрактору можно найти в понятии доминанта А.А.Ухтомского. Доминанта держит в своей власти все поле душевной жизни человека. Творческая доминанта – тема, укоренившаяся в сознании ученого писателя, художника, которая непроизвольно притягивает материал отовсюду, из самых неожиданных и даже сомнительных сфер. Таким образом, видна роль идеального в процессе творческого развития. Первым этапом вовлечения в творчество должно быть формирование у личности значимых для нее духовных ценностей, связанных с этой творческой деятельностью. Только при наличии у человека мечты, цели, плана возможно творческое развитие.

Вторым этапом на пути формирования творческой активности является развитие многообразия интересов личности, отношений с другими людьми. Путь порождения сложных систем – увеличение нелинейности среды. Это построение иерархии сред со все более сильной нелинейностью. «Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер». (с.105) Человек – это синтез самоорганизующихся систем. Вместе с увеличением внутренней сложности, направленность самой личности становится более устойчивой. «В самых простых системах собственные функции имеют наиболее ярко выраженные пространственные колебания: высокие подъемы и сильные спады. Чем более высокоразвита система, тем сильнее ее нелинейность, тем менее выражены ее колебания, т.е. она более устойчива. В сложноорганизованных нелинейных системах колебания становятся более частыми, а их амплитуда уменьшается. Сложная система как бы сама себя стабилизирует. Она идет в процессе развития к некоторому практически однородному состоянию, к единству и гармонии объединяющихся в ней частей…»( С.64)

Следующим этапом является поддержание синергетических процессов личности. Для эффективного управления когнитивными процессами необходимо:

1.  Знание многообразия путей.развития.

2.  Знание ограничений многообразия путей развития.

3.  Просчет путей исходя из знания структур-аттракторов развития.

Для диагностики когнитивных процессов используются психологические методы исследования личности: Метод репертуарных решеток Келли, метод Люшера, метод незаконченных предложений. Они позволяют определить направленность эмоционально-смыслового развития личности и  в соответствии с этим выстраивать педагогический процесс.

Особое значение в управлении когнитивными процессами самоорганизующихся систем имеют режимы нелинейного развития. Процессы нелинейного развития очень сложны. Важно знание основных нелинейных режимов: NS- режим, LS-режим, NS- режим с обострением.

NS- режим  -  режим неограниченного разбегания волны. На уровне психологии личности – это деятельность человека по поиску мечты, цели, плана. Деятельность не имеет сознательно поставленной задачи, это интуитивный поиск содержания отвечающего глубинным духовным потребностям.

NS- режим с обострением   -  это режим неограниченного разбегания волны с обострением. Это деятельность, основанная на интуитивном поиске, но с сознательно поставленной задачей, определяющей границы и сроки этого поиска.

LS-режим  -   режим волны сбегающейся в одну точку. Это целенаправленная личностно-значимая деятельность.