Разработка и реализация технологических модулей в области социально-культурной реабилитации детей-инвалидов связана с определенными сложностями, поскольку сама сфера реабилитации (медицинской, социально-психологической, культурной) отличается динамизмом, имеет социально открытый характер, в ней действует большое количество различных по масштабам и профилю реабилитационных институтов, центров, организаций со своими специфическими особенностями.
Осуществляя типологизацию современного технологического комплекса социально-культурной реабилитации, мы частично опирались на предложенную А.В. Соколовым структуру современной социально-культурной системы[4].
Следуя логике, распространенной им на систему в целом, мы вправе и в структуре технологий СКРИ выделить три основные группы.
Во-первых, это традиционные технологии, которые мы черпаем из отечественного и зарубежного опыта народной педагогики ХУ111 – Х1Х в.в. В совокупности они составляют богатейшее, до конца не изученное и не освоенное культурное наследие прошлого.
Во-вторых, это современные специализированные элитарные технологии, которые создаются, хранятся, используются и тиражируются по заказу элитных групп и, в силу дороговизны реабилитационных услуг, остаются недоступными для широких слоев населения.
В-третьих, это массовые технологии, рассчитанные на широкий круг социально-культурных общностей, в том числе – при условии обязательной адаптации - и на детско-подростковую инвалидную среду и на присущие этой среде проявления менталитета.
Для социально-культурных реабилитационных технологий характерны два вида функций:
1) основные (первичные), сущностные, отличающие их от материально-производительных, управленческих и других функций;
2) прикладные (вторичные), которые получают развитие на том или ином конкретном этапе социально-культурной реабилитации, в работе с конкретным дефектом и типом инвалидности.
К основным функциям технологий СКРИ мы относим такие, которые по существу отражают содержание современной социально-культурной деятельности, суть и назначение того или иного реабилитационного учреждения или организации:
- социализирующую функцию, которая наиболее полно проявляется в педагогических технологиях воспитания, образования, просвещения;
- творческую функцию, реализуемую главным образом с помощью технологий духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда;
- коммуникативную функцию, характерную в первую очередь для информационных и информационно-поисковых технологий, технологий общения;
- рекреативную и оздоровительную функцию.
В процессе исторического развития социально-культурных технологий наряду с их основными, сущностными функциями хронологически одновременно обнаруживали себя и их прикладные, социально востребованные и практически направленные функции. По отношению к основным прикладные функции являются производными, вторичными: это образовательная, просветительская, идеологическая, жизнеобеспечивающая, досуговая и другие функции.
Первичные и вторичные функции технологий СКРИ связаны друг с другом, предполагают и дополняют друг друга. Любая социально-культурная технология выявляет свои исходные, изначальные функции через вторичные, производные. Например, взятая в своем изначальном, сущностном значении досуговая, рекреативная технология останется абстрактной категорией, если мы будем рассматривать ее вне конкретных практически направленных функций: оздоровительных, развлекательно-игровых, творчески развивающих и других.
В то же время первичные и вторичные функции технологий СКРИ имеют отличительные особенности, которые делают их во многих случаях противоположными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.